ПРАВО.ru
Репортаж
20 июня 2014, 22:20

Медведев дает юристам заработать на изоляции России

Медведев дает юристам заработать на изоляции России
Евгений Егоров | «Право.Ru»

Глава правительства Дмитрий Медведев воспользовался площадкой международного юрфорума в Петербурге, чтобы донести до иностранцев позицию России по поводу введенных санкций со стороны США. Заодно он намекнул российским юристам, что на этом конфликте можно заработать.

Тема санкций в отношении России, введенных из-за присоединения Крыма, заняла сегодня значительную часть речи премьера Дмитрия Медведева в зале Мариинского театра, где собрались участники IV Петербургского международного юридического форума на завершающее пленарное заседание. Свое выступление он начал со слов о том, что "право является самым цивилизованным, самым ясным и гуманным способом решения всех проблем и конфликтов". Но в последние годы, продолжал премьер, фактически каждый конфликт изначально пытаются решить силой: иногда открыто с применением оружия, иногда с помощью так называемой мягкой силы – санкций. Спустя полчаса Медведев стал прямолинеен. Санкции со стороны США, которые были введены в отношении ряда российских чиновников и компаний, он назвал нелегитимными, поскольку они не соответствуют международному праву. "По нашему мнению, их международно-правовая составляющая ничтожна. Они игнорируют установленный в уставе ООН механизм применения принудительных мер", – объяснял Медведев.

Санкции, введенные США, по словам Медведева, создают негативные последствия для внешней торговли России. "Мы направили коммюнике в ВТО о невыполнении Соединенными Штатами своих торговых обязательств, – сообщил Медведев. – Я считаю, что если механизм предусмотрен, то им нужно пользоваться, и должны им пользоваться все участники Всемирной торговой организации". 

Однако сложившаяся ситуация на международной арене может принести пользу российскому рынку юруслуг, можно сделать вывод из речи Медведева. "На наших глазах буквально в течение нескольких месяцев наметились новые направления развития юридической специализации в нашей стране. Стали востребованы знания в сфере международного публичного и частного права. В том числе благодаря санкциям. Повод плохой, но юристы тренируют свои навыки в этой области", – заявил премьер. И то ли для подтверждения этих слов, то ли чтобы сказать, где они их тренируют, Медведев сообщил, что за последнее время подписал целый ряд распоряжений правительства о найме юркомпаний для защиты государственных интересов. "Плохо это или хорошо, не знаю, но то, что юристы получили работу, – это однозначно", – заметил он, но названий привлеченных к работе компаний не назвал.

"Международный" акцент носили три совета-пожелания российского премьера к законодательству в сфере интеллектуальной собственности. "Во-первых, должна быть обеспечена такая защита этого вида прав, которая не препятствует последующему творчеству. С технологической точки зрения общество не может обойтись без заимствований, значит, надо более тщательно регулировать их правовой режим, иначе и дальше бизнес будет защищать инновации только с помощью соглашений о конфиденциальности, – рассуждал Медведев. – Во-вторых, необходимо вести жесткую борьбу с контрафактом, который стал угрозой международного масштаба". В заключение Медведев пожелал "улучшить международное патентное регулирование": унифицировать его – создать универсальные правовые модели. "Надо переходить на создание единых баз патентуемых объектов", – считает Медведев и предлагает создать единый формат заявки и разрешить подавать ее по электронной почте.

О происходящей в России судебной реформе Медведев предпочел говорить лаконично и загадочно. "У нас в активную фазу вошло объединение высших судов, хотя объединение всегда должно происходить аккуратно, поэтапно, с тем чтобы не сломать существующего механизма", – сообщил участникам форума Медведев. Зато о других новеллах в законодательстве говорил охотнее. Например, про готовящийся закон о налогообложении иностранных компаний, контролируемых резидентами России. "Наши последние меры в области налогового законодательства направлены на эффективное использование юридических механизмов, которые позволяют фактически реализовывать суверенитет страны в налоговой сфере", – считает он. При этом Медведев подчеркнул, что бороться с офшоризацией национального бизнеса нужно умно. Для этого, в частности, Россия создает эффективные механизмы защиты инвесторов, включая неюрисдикционные формы: переговоры, медиацию и арбитраж. "За 20 лет российские законодатели постарались включить в наше национальное законодательство все базовые механизмы, хотя работа в этом направлении еще не завершена", – сказал премьер. По его словам, разбирательства в арбитраже – это альтернатива произволу, применению силы и пренебрежению правом. "Лучше встречаться в судах, чем решать спор иначе", – резюмировал Медведев.

Другие спикеры пленарного заседания, иностранцы с Медведевым не спорили. Профессор из Франции Мишель Гримальди рассуждал о преимуществах континентальной системы права с точки зрения верховенства права, среди которых – "доступность права и его сбалансированность". Однако особо подчеркивал, что не говорит о преимуществе одной правовой системы над другой. Министр юстиции и прав человека Аргентины Хулио Сезар Алак рассказывал, что реальная жизнь и исторический опыт говорят о взаимозависимости права и политики. "Политика в своих возможностях основывается на той базе, которая создается правом. Поэтому право должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к тем изменениям, которые влечет за собой политическая жизнь. Невозможны изменения, которые были бы прочны во времени, если они не вписываются в жизнь правового государства, если это не поддерживается политической волей", – сказал министр. Эта фраза, видимо, понравилась Медведеву – завершая мероприятие, он к ней вернулся, отметив, что "мы так или иначе вовлечены в ткань политической жизни".