ПРАВО.ru
Репортаж
10 июля 2014, 20:04

ВС не смог отменить наказание судье из заповедника волокиты

ВС не смог отменить наказание судье из заповедника волокиты
Фото с сайта bishelp.ru

Арбитражного судью из Краснодара Вадима Гладкова завалило делами. В его суде и так проблема с волокитой – около половины дел рассмотрено с нарушением сроков, а когда он надолго заболел, то у него лично все стало еще хуже. Выйдя с трехмесячного больничного, судья обнаружил, что его дела просто переносились, график забит далеко вперед и новые дела попросту некуда ставить. Потом на него посыпались определения об ускорении процессов от руководства суда, а затем Гладков получил и замечание от квалифколлегии. Моей вины нет, таковы обстоятельства, а меня просто хотят выдавить из судейской корпорации, говорил он в Верховном суде, и, судя по комментарию судей, они ему готовы были бы помочь, но он и собственные сроки пропустил.

Заседания административной коллегии Верховного суда вчера шли с запозданием – утром в Совете Федерации занимались назначением судей в новый ВС, который начнет работу уже через месяц (подробнее>>). Но к обеду тройке, в которую входили трое получивших новое положение судей – Елена ГорчаковаЛюдмила Калинина и Владимир Хаменков, – удалось догнать график.

Около часа дня они начали рассматривать дело, связанное с арбитражным судом, в котором исключительно плохое положение с пропуском процессуальных сроков при разрешении споров. Судя по статистике на сайте Арбитражного суда Краснодарского края, в 2013 году 48% дел здесь слушались с подобными нарушениями при нагрузке в 93 процесса в месяц на судью. Это плохо: к примеру, в Арбитражном суде Москвы, где нагрузка еще выше (127 дел), сроки не соблюдаются в 17% случаев.

Докладчиком была Горчакова. Она рассказала, что в начале декабря прошлого года глава Арбитражного суда Краснодарского края Владимир Белов направил в квалификационную коллегию судей края представление с требованием наказать Вадима Гладкова. В документе было приведено пять дел, по которым этот судья серьезно нарушил процессуальные сроки. Все они стали предметом проверки, начатой после обращений участников с просьбой ускорить рассмотрение, и руководителям суда приходилось поторапливать Гладкова определениями. 

Всего в 2013 году по делам этого судьи такие действия предпринимались 10 раз, а в целом по суду, согласно данным КАД, было принято 23 определения об ускорении. В большинстве случаев их было по одному на судью, только Светлана Баганина получила три, а Анна Орлова – два. Впрочем, несмотря на нарушение сроков почти по половине дел, гораздо чаще выпускались определения об отказе в ускорении рассмотрения дела. Таких в 2013 году было 190.

Главная претензия к Гладкову, судье с семилетним стажем, заключалась в том, что он не раз при принятии дел к производству назначал первое заседание через четыре и более месяцев. 20 декабря 2013 года ККС вынесла Гладкову замечание, он обжаловал его в Краснодарский краевой суд, однако там его ждала неудача. 21 февраля 2014 года Гладкову отказали. По словам докладчика, мотивов было два (судебный акт не опубликован. – "Право.Ru"): факты, изложенные в представлении, нашли свое подтверждение, что не отрицал сам заявитель, а Гладков пропустил срок обжалования, бумага от него поступила с опозданием.

– Вот с этого и начните, со срока, – попросил заявителя председательствующий Хаменков.

– Жалоба мною была подготовлена в пределах срока, но у меня не получилось ее вовремя подать, и я попросил знакомых отправить по почте. К сожалению, они меня немножко подвели.

– А вы сами не могли этого сделать? Вы считаете, что это уважительная причина?

– Срок незначительный был…

Опоздание, по словам докладчика, составило четыре дня (на обжалование закон отводит десять).

Затем участники процесса перешли к сути спора. Гладков сказал, что вся проблема в загруженности суда в целом. "Он входит в тройку самых загруженных арбитражных судов", – говорил наказанный судья.

– А по соблюдению сроков куда входит? – поинтересовался Хаменков. В ответ и заявитель, и судья-докладчик привели данные почти о половине дел, рассмотренных с нарушением сроков.

Гладков также говорил, что его виновных действий в заволокичивании нет. И привел пример, что когда в конце декабря 2012 года он заболел, а в марте 2013-го вышел на работу, то получилось, что его дела не передавали другим судья, а переносили. "Оказалось, что у меня график заполнен на три месяца вперед, да еще и заполнен уже с нарушением сроков рассмотрения", – сказал он. Судя по КАД, в 2013 году, первое определение об ускорении по его делу было вынесено в конце января, затем еще одно было в феврале, а следующие – только в августе и далее.

– У вас у всех судей такая ситуация? До ускорения дел у вас у всех дошло? – спросил кто-то из тройки.

– Нет, но по большей части до ускорения не доходит. Председатель отписывает, что разумные сроки не нарушены, нагрузка у судей очень большая.

Расстроенный заявитель сообщил, что уже подал заявление об отставке, так как предполагает, что замечание было лишь частью акции в его отношении: "Я же понимаю, для чего уже все это было сделано. Чтобы это было поводом для недопущения к дальнейшей работе. Но как избавиться от шлейфа дел, которые уже с нарушениями, я не понимаю. По 30 заседаний в день. Я должен назначить по 30–40 заседаний, но я не могу столько рассматривать. Получается, что, что бы я ни сделал, я нарушитель", – говорил он.

– Скажите, а вот вы дела назначали через пять месяцев после их регистрации. Не было свободных дней? – спросила Калинина.

Заявитель ответил, что не было, и подчеркнул, что действительно сроки затянуты, но проблема системная, а не касается лишь его.

В ответ представитель ККС, тоже судья АС Краснодарского края, председатель состава Николай Черный, попытался опровергнуть информацию Гладкова. По его словам, у него в составе со статистикой получше и все судьи стараются. "Поводом для представления и решения ККС послужили именно заявления об ускорении дел и их удовлетворение. ККС, рассмотрев представление, не могла отреагировать иным способом", – подчеркнул Черный.

– А вот замечание вы вынесли, и сроки наладились сразу? 48% у вас дел с задержкой по суду, – заметил Хаменков.

– У нас автоматическое распределение дел, нагрузка учитывается. Все судьи стараются рассматривать. У нас нет такой позиции назначать заседание по делу через пять месяцев после поступления. Если нужно, то его затем откладывают.

– На те же пять месяцев, видимо, – заключила Калинина, а кто-то из ее коллег спросил, наказывали ли кого еще за срывы сроков. "Пока нет", – ответил Черный.

Больше вопросов не было, и судьи ушли на совещание. На обсуждение коллегии потребовалось около 15 минут. Решение краевого суда и ККС оставили без изменений. "Все-таки не смогли мы найти оснований, по которым могли бы отменить", – прокомментировал Хаменков. Огорченный Гладков спешно покинул зал, и узнать, действительно ли он собирается уйти из суда, не удалось. На официальном сайте коллегии пока нет информации о рассмотрении вопроса о его отставке.