ПРАВО.ru
Репортаж
30 июля 2014, 0:09

Инвалид не отстоял в Верховном суде право на бесплатную парковку

Инвалид не отстоял в Верховном суде право на бесплатную парковку
Фото с сайта www.azhumanrights.az

Инвалид III группы Владимир Коваленко взялся оспаривать в Верховном суде положение ПДД, дающее право наклеивать на машину знак "Инвалид" только инвалидам I и II групп. По его словам, этот пункт противоречит законодательству, которое не делит инвалидов на группы, когда речь идет о льготной парковке. В судебном заседании представители МВД разошлись во мнениях по поводу необходимости наличия наклейки "Инвалид" на машине для пользования бесплатной парковкой, однако оба сошлись на том, что заявление Коваленко надо оставить без удовлетворения. Судья с ними согласился.

С июня прошлого года в центре столицы начали действовать платные парковки, а в июле этого года власти Москвы утвердили платные парковки еще и на некоторых улицах внутри Третьего транспортного кольца. При этом, как указано на официальном сайте Департамента транспорта Москвы, инвалиды всех групп имеют право парковаться бесплатно и в платной зоне, но только на специально обозначенных местах (с табличкой "Инвалиды" под знаком "Место стоянки"). Чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо оформить парковочное разрешение либо на официальном сайте портала госуслуг Москвы, либо в любом многофункциональном центре предоставления госуслуг (МФЦ).

Однако Владимир Коваленко, подмосковный юрист и инвалид III группы, столкнулся с препятствием при использовании парковочного разрешения. Согласно п. 8.17 приложения № 1 
к Правилам дорожного движения (ПДД), утвержденным постановлением правительства от 23 октября 1993 года № 1090, табличка "Инвалиды" под знаком "Место стоянки" распространяется только на мотоколяски и автомобили с опознавательным знаком "Инвалид", а согласно п. 8 приложения № 3 к ПДД, опознавательный знак "Инвалид" по желанию водителя устанавливается на транспортном средстве спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов. Таким образом, инвалид III группы использовать опознавательный знак "Инвалид" на своей машине не может.

Коваленко направил в Министерство труда и социальной защиты запрос, может ли инвалид III группы пользоваться бесплатной парковкой. Ему ответили, что не может: "Действующее законодательство не предполагает предоставление инвалидам III группы тех же льгот, которыми пользуются инвалиды I и II групп при управлении и использовании транспортного средства".

Коваленко с этим не согласился и в июне этого года пошел оспаривать п. 8 приложения № 3 к ПДД в Верховный суд. "Я являюсь инвалидом III группы, – говорится в его заявлении (имеется в редакции "Право.Ru"). – Считаю, что указанная норма нарушает мои права и законные интересы в области социальной защиты инвалидов, а именно: ограничивает беспрепятственный доступ инвалидов к социальной инфраструктуре". Коваленко просил признать п. 8 приложения № 3 к ПДД в части разрешения установки опознавательного знака "Инвалид" на транспортные средства, управляемые только инвалидами I и II группы, недействующим.

В обоснование своего требования он сослался на то, что, по его мнению, оспариваемая норма противоречит ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В частности, ст. 1, определяющей, что "инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". А также ч. 9 ст. 15 этого же закона, которая гласит: "На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно". Кроме того, в заявлении приводится ссылка (без указания конкретной нормы) на Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированную Россией в 2012 году.

– Я поддерживаю доводы, изложенные в моем заявлении, – начал сегодня, 29 июля, свое выступление Коваленко на заседании в Верховном суде. – Особо хочу отметить, что в ст. 15 ФЗ № 181 нет разграничения инвалидов на группы. И если уж законодатель не делает каких-то разграничений по группам, то для меня немного странно, что подзаконный акт такие разграничения делает!

– Я правильно вас понял, что, по вашему мнению, оспариваемая норма противоречит закону, поскольку не позволяет вам, инвалиду III группы, по своему желанию устанавливать на принадлежащем вам транспортном средстве вот этот знак "Инвалид"? – поинтересовался у Коваленко судья Владимир Зайцев.

– Да.

– А у вас транспортное средство-то имеется? – уточнил судья.

– Да. Hyundai Solaris.

– А ваш автомобиль серийный?

– Да, он не модифицирован никак.

Добавлять что-то к своему выступлению Коваленко не стал. И судья начал рассуждать вслух:

– То есть вы считаете, что оспариваемая норма противоречит ст. 1 и ст. 15 ФЗ № 181… И как, по вашему мнению, должна звучать резолютивная часть решения об удовлетворении вашего требования? Что вы просите-то?

– В п. 8 убрать сочетание "первой и второй группы". Просто оставить "инвалидами", – ответил Коваленко.

После этого его оппонент – представитель МВД Гайк Марьян – объяснил, чем машина заявителя отличается от машин инвалидов первых двух групп:

– Вот ч. 9 ст. 15. [ФЗ №181] четко устанавливает, что выделяются вот эти места для бесплатной парковки (10 процентов) именно для специальных автотранспортных средств инвалидов. Для специальных автотранспортных средств! Используют эти специальные транспортные средства именно инвалиды I и II группы. Что касается III группы, то ее представители в основном выглядят, слава Богу, как наш заявитель. Дай Бог ему здоровья. И им не требуется какого-либо специального оборудования для того, чтобы управлять транспортным средством.

Инвалидов III группы "в разы" больше, чем инвалидов I и II групп. вместе взятых, говорил Марьян. И по его мнению, если предоставить им право бесплатной парковки, то I и II группs инвалидов сильно пострада.т.

– Они просто не смогут никуда поставить машину! – предупреждал он. – Поэтому в данном случае считаем вполне адекватным, что вот этот опознавательный знак "Инвалид" предназначается для транспортных средств инвалидов I и II групп! Полагаем, что заявление не подлежит удовлетворению.

Второй представитель МВД – Дмитрий Митрошин – вернулся к теме физических ограничений инвалидов первых двух групп в сравнении с инвалидами III группы:

– Как нам представляется, ФЗ № 181 устанавливает общие правовые основания для организации и осуществления социальной защиты. Вместе с тем законодательством предусмотрена градация инвалидов по группам. Такая градация позволяет дифференцировать социальную политику государства в отношении указанной категории граждан. Как нам кажется, принимая в 1993 году оспариваемую норму, правительство исходило из того, что главная отличительная черта инвалида III группы – это его способность передвигаться, работать, хоть и с некоторыми ограничениями.

К Митрошину возникли вопросы у прокурора Ларисы Масаловой:

– А если на автомобиле не установлен знак "Инвалид", но автомобиль является специальным транспортным средством, есть право у инвалида на парковку в специально отведенных местах? Или это право обязательно связано с опознавательным знаком на машине?

– Если речь идет о местах, обозначенных табличкой "Инвалиды", то условием для пользования этим местом является обозначение транспортного средства опознавательным знаком "Инвалид", – ответил Митрошин.

– Норма [п. 8 приложения № 3 к ПДД] говорит, что знаки устанавливаются по желанию водителя, – вмешался судья. – Значит, сам водитель решает, устанавливать эти знаки или не устанавливать. Вот если инвалид I группы не установил, то он не может пользоваться стоянкой для инвалидов?

– Получается, что не может, – отвечал Митрошин.

– Давайте дальше развивать ситуацию, – говорил судья. – Получается, его можно по ст. 12.19 КоАП [yарушение правил остановки или стоянки транспортных средств] привлечь [к ответственности]?

– Получается, что можно.

А вот коллега Митрошина Марьян с таким доводом не согласился. Он заявил, что даже если на специальном транспортном средстве инвалида I и II группы нет наклейки "Инвалид", никто взыскать штраф с него не может:

– У человека есть удостоверение инвалида, которое он может показать. И никто его к ответственности не привлечет! Это и практика показывает, – говорил он. 

В конце заседания прокурор Масалова повторила довод Марьяна из МВД о привилегии на парковках только для инвалидов, передвигающихся на специализированном автотранспортном средстве.

– Как установлено в судебном заседании, заявитель управляет автомобилем Hyundai Solaris, то есть не использует специальное автотранспортное средство. Таким образом, его право на пользование местом для парковки для специального автотранспортного средства, предусмотренное ст. 15 ФЗ № 181, нарушаться не может. Оснований для удовлетворения его требований не имеется, – резюмировала она.

Выступать в прениях стороны отказались, и судья ненадолго удалился в совещательную комнату. В итоге в удовлетворении заявления Коваленко он отказал.