Для Федеральной палаты адвокатов 150-летний юбилей судебной реформы Александра II, внедрившей в России адвокатуру, стал поводом рассказать и о сложностях, с которыми сталкивается корпорация. Это отношение к ней как к "темной силе", "обвинительная столбовая дорога", отсутствие равноправия адвоката в процессе, те члены адвокатуры, которые готовы занять "конструктивную позицию" и хаос в судебном представительстве. Руководители корпорации напомнили о грядущей адвокатской монополии, попутно приоткрыв тайну, как будет создаваться "единая адвокатура".
"Мы, сегодняшние российские адвокаты, имеем некоторые основания считать себя наследниками той плеяды адвокатов, которые стояли у истоков профессии", – заявил президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко, открывая сегодня пресс-конференцию в информагентстве ТАСС, посвященную 150-летию российской адвокатуры. Помимо Семеняко, в ней участвовали президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, первый вице-президент ФПА Юрий Пилипенко, адвокаты Вадим Клювгант и Анна Ставицкая.
Начали они ее разговором о сложностях, прежде всего – с восприятием профессии. "Один следователь так и сказал – вы представители темных сил, мы делаем все возможное, чтобы вас ограничивать", – говорила Ставицкая. Судьи же и прокуроры, по словам ее собеседника, считают себя "светлыми силами", но критерии, уверена адвокат должны быть иными: темные силы – это те, кто нарушает закон. "[Иначе] получается какой-то мифический бред"? – говорила она.
"Должно быть правильное представление об адвокатуре как о профессиональном сообществе, чья цель – торжество права", – говорил Резник. Он не упустил случая напомнить о корнях обвинительного уклона, "который даже не уклон, а столбовая дорога, когда приходится противостоять не только прокурору, но и суду". Дело в расследовательском, инквизиционном процессе, характерном для советских времен, когда Верховный суд СССР заклеймил состязательность как догму буржуазного права, говорил Резник. "Без адвоката, защитника суд – не суд, а западня", – завершил он свое выступление цитатой из адвоката Владимира Спасовича.
Еще одна проблема – это равноправие адвоката в процессе. Ставицкая в этой связи привела ситуацию с адвокатскими опросами: по ее словам, судьи часто отказывают в приобщении этих документов в качестве доказательств или игнорируют их при вынесении решений. Проблему можно было бы решить законодательным путем, считает она: "В УПК должно быть четко указано, что адвокат равноправен сторонам следствия и должен предъявлять все возможные данные для защиты клиента".
Ее коллеги привели и другие сложности корпорации. О "карманных" для следователей адвокатах, которые поддаются давлению и "занимают конструктивную позицию", рассказал Семеняко. Но точных мер для борьбы с ними никто не предложил. "Законы святы, да исполнители лихие супостаты", – вспомнил Резник известную фразу.
Неограниченное представительство в судах – тоже проблема. Это хуже, чем было 150 лет назад, когда появился запрет для не-юристов оказывать юридическую помощь, считает Семеняко. "Сейчас каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь согласно Конституции (ч.1 ст.48. – "Право.Ru"), но по факту оказание этой помощи не урегулировано", – говорил Резник. Немало тех, кто "без всякого образования получает доверенности и представительствует в судах", вторил Пилипенко. А среди действующих юристов немногие хотят "под ярмо" адвокатуры, чтобы находиться под контролем корпорации, подвергаться в случае чего дисциплинарным взысканиям и оказывать юридическую помощь по назначению, печалился Резник.
По крайней мере это больное место адвокатуры государство собирается устранить. Однако точные сроки реформы судебного представительства, консолидации его на базе адвокатуры ее руководители пока не знаю. Резник напомнил лишь о "дорожной карте" программы "Юстиция". "Но рассчитываем в течение ближайших двух-трех лет", – добавил он.
Со своей стороны, корпорация готова предложить не-адвокатам "смягченные", по выражению Резника, условия членства. "Мы хотим объединить всех на базе адвокатуры с помощью упрощенного экзамена", – добавил Пилипенко. Каким может быть этот экзамен, сказал он потом "Право.Ru", обсудят на ближайшем Совете ФПА 29 октября. Но уже известны общие принципы. "Юристам со стажем свыше пяти лет нужно будет сдавать экзамен на знание двух документов – Кодекса адвокатской этики и закона об адвокатуре, – рассказал он. – Чтобы исключить субъективный фактор, этот экзамен планируется проводить в форме компьютерного тестирования". Но если стаж меньше пяти лет, адвокатский экзамен нужно будет сдавать на общих основаниях, добавил он.