Верховный суд отклонил заявление первой судьи из Крыма, которая была не согласна с отказом ВККС выдать ей рекомендацию для назначения на привычный пост. Ее положению не позавидуешь: в отставку не уйти, в Украине вроде как грозит уголовное преследование, а визу в Европу, чтобы съездить к дочери, не получить. Она и ее коллегии пишут Владимиру Путину: "Думали, может быть, он не знает о ситуации".
В марте текущего года Крым и Севастополь после состоявшегося там референдума вошли в состав РФ, а в сентябре Высшая квалификационная коллегия судей начала отбор кандидатов на посты в местные "российские" суды. На их формирование и интеграцию в судебную систему РФ отведен срок до 1 января 2015 года, а пока правосудие от имени Российской Федерации осуществляется на базе имеющихся украинских судов прежними судьями.
Крымским и севастопольским судьям обещали преимущество при заполнении новых должностей, но рекомендации от ВККС получили не все. При отборе в Верховный суд Республики Крым, например, отказ получили 16 местных служителей Фемиды. Среди них оказалась и судья Апелляционного суда РК с 19-летним стажем Наталья Данила (подробнее>>). На заседании ВККС 23 сентября обсуждали проживание одной из ее дочерей во Франции и работу другой – ранее она трудилась в нотариальной конторе, но ко дню рассмотрения кандидатуры матери уже уволилась. Решение квалифколлегии Данила оспорила в Верховном суде РФ, куда и прибыла сегодня.
Возможно, ВККС не учла безупречный стаж, отсутствие каких-либо взысканий, звание почетного юриста РК, сочла Данила, но слишком пристально отнеслась к родственникам. Заявительница попыталась объяснить в ВС, что она и ее коллегии не понимали, что существуют особые требования, не могли заранее поговорить с родственниками об увольнениях или каких-нибудь других действиях или, возможно, даже самим не подавать заявление на конкурс.
– К нам приезжала делегация. Были от Верховного суда, Судебного департамента, приезжал [председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству] Павел Крашенниников. Мы беспокоились, допустят нас к работе или нет. Нам пояснили, что главное, чтобы вся информация в анкетах должна быть достоверной. В результате получилось, что мы попали в более жесткий отбор, – говорила Данила. По ее словам, отсутствие в законе о статусе судей запрета иметь родственников за границей и тот факт, что печальный для нее результат голосования был получен с перевесом всего в один голос, обусловили ее обращение в суд.
Данила несколько раз повторила, что она и ее коллеги не имели информации о новых критериях отбора судей, которые были сформулированы в апреле 2014 года Спецквалифколлегией, отбиравшей судей в "первоначальный" состав нового Верховного суда. Именно там кандидаты впервые столкнулись с правилом, что у российского судьи не может быть близких за рубежом и с запретами для родственников работать по сопрягающимся юридическим специальностям. "Мы не знали и не беспокоились", – резюмировала она.
– Вы интересовались, наверное… Судьи ВС тоже проходили такой отбор, – сказала председательствующая Алла Назарова.
– По своему вопросу я, если честно, не придала значения, – возразила Данила. – У [дочери] нет гражданства, лишь вид на жительство. А про нотариусов сам Крашенинников нам говорил, что это не препятствует.
– Он все же не коллегиальный орган.
– Нам просто не хватило регламентации порядка и информации, – еще раз обратила внимание ВС на проблему Данила.
Они и ее товарищи по несчастью оказались в сложной ситуации. Украинское законодательство тоже предусматривает пожизненное содержание для судей в отставке, но Данила уже отказалась от прежнего гражданства.
– А если вы не продолжите работу, на вас уже не распространяется закон о статусе судей? – поинтересовалась Назарова.
– Нет, мы же лица замещающие должность, – ответила Данила. Ее статус, как она считает, "непонятен". "Мы не судьи… – говорила она. – И даже в отставку как нам теперь пойти? Мы написали письмо президенту. Думали, может быть он не знает о ситуации, но пока ничего".
И это не весь набор проблем. "Нам [из Украины] пишут, что возбуждены уголовные дела за нарушение присяги судей Крыма и предательство. Туда не вернуться. Визы в Европу нам не дают", – рассказывала Данила. Но власти она не винит, скорее наоборот. "У нас в Крыму сейчас стадия переходного периода и сложно всем. Во всех отраслях. Сразу же после присоединения я была готова приступить к работе и только отсутствие паспорта немного отсрочило это. С 15 апреля я начала вновь рассматривать дела, и семь месяцев мы с коллегами обеспечивали стабильность судебной системы. Мы и сейчас продолжаем работать. Мы благодарны России, что она защитила нас от беспредела на востоке Украины и от войны, которая там сейчас не прекращается, – говорила Данила.
Представитель ВККС Залина Камбегова считала, что решение коллегии отменять не надо. Она признала, что на ее заседании обсуждался именно вопрос родственников Данилы и пояснила, что "проживающий за границей – это проживающий более шести месяцев". Что касается другой дочери, то ВККС пришла к выводу, что та работает стажером нотариуса.
– С марта мы вошли в состав РФ и не владели тонкостями. Нотариусы-то вообще с августа начали работать, пока они печати получили новые. Не было у них никого на стажировке, выполняла моя дочь чисто техническую работу, а потом и вовсе уволилась. Ошиблась я в формулировке, – расстроилась заявитель. А в прениях все же попросила решение ВККС отменить и "дать вторую попытку подачи заявления в суд когда появится вакансия".
– Вам разве это препятствует… – начала Назарова, но продолжать не стала, а Камбегова попросила все оставить как есть. И после 20-минутной так и случилось – в удовлетворении заявления Данила было отказано.
Она – не единственная крымская судья, остающаяся без работы, которая пытается оспорить "отказные" решения ВККС. На следующей неделе в ВС будет рассмотрено заявление Юрия Дедеева, судьи с 20-летним стажем, который тоже претендовал на пост в ВС РК. Ему получить рекомендацию помешали жена и дочь, работающие экспертами в структуре МВД в Крыму, и зять, капитан уже российской полиции. А всего подобных жалоб больше десятка, причем проблема шире. Собеседники "Право.Ru" из числа работающих в Крыму судей говорят, что участники процессов заявляют, что их судят неизвестно кто, а судьи после отказа ВККС уходят на больничные или берут самоотводы.