Совет Федерации сегодня принял два кадровых решения по судьям Верховного суда. Юрий Иваненко, работавший ранее зампредом Леноблсуда, стал судьей ВС без единого вопроса. Против него не голосовал никто, а у Алексея Харламова, которого президент предложил утвердить членом президиума, был другой результат. Возможно, сказалось его нежелание комментировать некое судебное решение, в котором российский судья ссылался на указ президента США. Впрочем, должность он все равно получил.
Действующий с августа 2014 года новый Верховный суд РФ, где из 170 судейских должностей незанятыми остаются около 70, продолжает комплектоваться – понемногу. В декабре Совет Федерации назначил троих, 28 января должность в экономической коллегии получила Ольга Киселева из АС Центрального округа, а сегодня сенаторы рассматривали кандидатуру Юрия Иваненко, трудившегося ранее заместителем председателя Ленинградского облсуда.
Несмотря на то что рекомендацией от Высшей квалификационной коллегии судей Иваненко без проблем заручился еще в сентябре 2014-го, представление на назначение на должность от президента в Совфед пришло лишь в марте 2015-го. Об этой заминке сенаторы на пленарном заседании не вспоминали, хотя еще три месяца назад спикер палаты Валентина Матвиенко говорила о необходимости ускорить доукомплектование ВС для его полноценной работы. Тогда она предложила главе комитета СФ по конституционному законодательству Андрею Клишасу "доложить эту тему", в частности посмотреть на процедуры, сроки, выяснить, что тормозит заполнение вакансий в ВС. Чем закончилась эта история, пока неизвестно.
Полномочный представитель президента в СФ Артур Муравьев, как обычно, ничего не сказал о кандидате, а первый замглавы комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров ограничился словами о том, что у Иваненко "безупречная репутация, все документы соответствуют предъявляемым требованиям". Председатель ВС Вячеслав Лебедев сообщил, что новый судья будет трудиться в коллегии по административным делам. Иваненко сенаторы ни о чем не расспрашивали и быстро утвердили его на должность. "За" были 153 сенатора, двое воздержались от голосования.
Зато у сенатора Евгения Тарло, в 2002–2007 годах возглавлявшего адвокатское бюро "Тарло и партнеры", был неожиданный вопрос к уже действующему судье ВС Алексею Харламову, которого президент предложил утвердить членом президиума суда. "Вы в своей деятельности будете руководствоваться законодательством США, указами президента США?" – поинтересовался он. – И что делать члену СФ в том случае, если ему передает гражданин России решение суда РФ, в котором как основание для отказа указывается законодательство США, указ президента США от 20 марта 2014 года?" О сути этого судебного решения Тарло говорить не стал и попросил не воспринимать его вопрос как вмешательство в судебную деятельность.
Харламов на такой вопрос отвечать не счел нужным. "Вы меня простите, но я бы не хотел комментировать решение своего коллеги, тем более не знаю обстоятельств этого дела, – сказал заметно удивившийся Харламов. – Я думаю, что есть установленные законом процедуры, которые позволяют участникам процесса, в конце концов, Генпрокуратуре обжаловать это решение, если оно является незаконным".
В результате за назначение на новую должность Харламова проголосовали 145 сенаторов, пятеро воздержались от выражения мнения, а один был против.
Тарло не в первый раз говорит о необходимости сделать так, чтобы российская правовая система была как можно более самодостаточной. С его подачи месяцем ранее в СФ занялись изучением вопроса целесообразности работы иностранных юридических и консалтинговых фирм с российскими госструктурами.