Разработкой стандартов оказания квалифицированной юрпомощи и других стандартов адвокатской профессии займется новая комиссия в Федеральной палате адвокатов. Вчера на VII Всероссийский съезд адвокатов большинство делегатов проголосовали за соответствующее изменение Кодекса профессиональной этики. По итогам мероприятия корпорация также получила: новый знак, позаимствованный у присяжных поверенных, увеличение размера отчислений на нужды ФПА, а также узнала о страшных планах некоторых чиновников превратить адвокатуру в "гетто 51-й ст. УПК", то есть занимающейся исключительно уголовными делами по назначению.
Вчера делегаты из почти восьмидесяти региональных адвокатских палат собрались в столичном отеле "Золотое кольцо" на VII Всероссийский съезд адвокатов, который проводится раз в два года. Торжественность обстановки и некоторую расслабленность участников, приготовившихся слушать приветственные речи высоких гостей, быстро нарушил глава думского комитета по госстроительству, выходец из адвокатуры единоросс Владимир Плигин. Он, поприветствовав делегатов от имени спикера Госдумы Сергея Нарышкина, быстро перешел к делу и в первую очередь вспомнил про болезненную для корпорации тему о том, что с сентября 2014 года после корректировки ст. 50 Гражданского кодекса адвокатские палаты могут действовать только в виде ассоциаций, но переходного периода законодатель не предусмотрел.
Такие новшества не устраивают Федеральную палату адвокатов, экспертная комиссия ее Совета уверена, что наличие устава для палат необязательно – по закону об адвокатуре они действуют на основании общих положений. Первый вице-президент АП Москвы Генри Резник ранее говорил, что ГК вошел в противоречие с целым рядом федеральных законов, которые не отменены, и приоритет гражданского права в этих внутрикорпоративных вопросах очень сомнителен. Он даже не исключал, что спор дойдет до Конституционного суда, если законодатель не поправит ст. 50 ГК ( коммерческие и некоммерческие организации). Тем временем некоторые палаты, в частности АП Московской области, стали ассоциациями.
Однако законодатель не готов взять всю ответственность на себя за возникшую ситуацию, следовало из выступления Плигина. "Нам нужно научиться вместе работать. [Поправки в] Гражданский кодекс – абсолютно открытый документ, который появился на сайте Госдумы как минимум за полгода до его принятия, – говорил он с трибуны. – Нужно хотя бы научиться читать документы на стадии, когда они предлагаются. Я не знаю, какой институт можно создать: давайте создадим институт советников, создадим в ФПА серьезный экспертный совет". Его поддержал референт Государственно-правового управления Администрации президента РФ Михаил Палеев, отметив, что уже много лет говорит о том, что ФПА должна гораздо больше внимания уделять законотворческому процессу. "Дело дошло до того, что в некоторых субъектах адвокатские образования регистрировались как ассоциации адвокатов такого-то субъекта, вопреки закону, – негодовал он. – Вы представьте, орган юстиции регистрирует адвокатское образование, не предусмотренное законом об адвокатуре. Как же это может быть? Всего этого можно было избежать!" Замминистра юстиции Елена Борисенко сообщила, что в территориальные органы министерства направлено разъяснение: до предстоящих изменений ГК регистрировать ассоциации с обязательным указанием формы адвокатского образования, которое определено законом об адвокатуре. Палеев также проинформировал, что теперь в ФПА будут регулярно направляться на заключение законопроекты. В свою очередь Плигин пообещал, что Госдума будет "работать над тем, чтобы, может быть, изменить подходы или каким-то образом урегулировать этот вопрос и исключить необходимость перерегистрации палат в качестве ассоциации". Зал взорвался аплодисментами.
Адвокатам добавят этичности
Пока Минюст трудится над законопроектом, усиливающим силу адвокатского запроса, в ФПА решили не откладывать в долгий ящик реализацию еще одной новеллы из этого документа и создать у себя комиссию по этике и стандартам. Для этого делегатам съезда было предложено вчера утвердить изменения в Кодекс профессиональной этики адвоката. Новая комиссия должна заняться разработкой стандартов оказания квалифицированной юрпомощи, и других стандартов адвокатской профессии, которые будет утверждать Всероссийский съезд адвокатов. Также она сможет давать "обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения Кодекса", обобщать дисциплинарную практику, но утверждать эти решения будет Совет ФПА.
В поддержку корректив и законопроекта высказался референт Государственно-правового управления Администрации президента РФ. "Мы живем все-таки в едином государстве. Не должна быть московская [дисциплинарная. – Авт.] практика и N-ская. Все-таки стандарты должны быть едины", – уверен Палеев. Внутренняя этика адвокатуры и дисциплинарные производства требуют систематизации и большей ответственности, соглашался единоросс Плигин. Однако предложенный вариант устраивал не всех. Вице-президент АП Свердловской области Игорь Михайлович был против появления в составе новой комиссии, состоящей из 16 членов, "не более" пяти неадвокатов. "У нас комиссия адвокатского корпуса. Какие неадвокаты?" – возмущался он, но поддержки у коллег не встретил. Генри Резник убеждал Михайловича в том, что "это глубоко продуманная мера". Введение в комиссию не только адвокатов, объяснял он, в известной степени блокирует негативное отношение к корпорации, в соответствии с которым она варится в собственном соку и в ней действует круговая порука. "Если комиссия вдруг нарешает что-то не то, то ее решения могут стать чем-то обязательным только в том случае, если Совет ФПА, где нет никаких других людей, кроме наших коллег, [это] утвердит", – заверял первый вице-президент ФПА Евгений Семеняко, что никаких рисков нет.
Чуть позже съезд утвердил и состав этой комиссии: в него вошел Юрий Пилипенко, а также Николай Рогачев (Нижегородская область), Владимир Калитвин (Воронежская область), Генри Резник (Москва), Евгений Семеняко (Санкт-Петербург), Василий Рудомино (Москва), Дмитрий Талантов (Удмуртия), Николай Кипнис (Москва), Сергей Юрьев (Москва), Сергей Бородин (Воронеж), Христофор Иванян (Санкт-Петербург), Михаил Толчеев (Московская область), Андрей Савич (Санкт-Петербург). Из неадвокатов в списке оказались президент "Объединения корпоративных юристов" Александра Нестеренко, ректор МГЮА им. Кутафина Виктор Блажеев и выходец из адвокатуры, а ныне бизнесмен Сергей Гаврилов.
Адвокатская монополия откладывается
Весной ФПА и Минюст сменили риторику: они больше не говорят о введении адвокатской монополии на судебное представительство, а делают акцент на объединении юридических профессий на базе корпорации. Вчера на съезде замминистра юстиции Елена Борисенко повторила свои тезисы о том, что расширение сферы компетенции адвокатуры невозможно без движения с ее стороны, а первым шагом по этому пути должно стать изменение подходов к саморегулированию. Глава ФПА Юрий Пилипенко тоже повторился, сославшись на то, что члены корпорации не справятся с объемом дел. "Просто монополия нами не переварится", – образно выразился он. Цель сейчас иная – объединение юристов на платформе адвокатуры, следовало из его выступления.
При этом Пилипенко обрисовал риски, если этого сделано не будет. По его словам, в кабинетах чиновников пока неофициально озвучивается альтернативный проект – создать некую конфедерацию юридических профессий, где современной российской адвокатуре будет отведена роль коллегии по уголовным делам. "Мы волей или неволей превратимся в гетто 51 статьи УПК [адвокаты по назначению в уголовных делах. – Авт.]", – заявил президент ФПА. По его словам, корпорация в силах не допустить такого развития событий.
Решения съезда
Делегаты съезда под конец заседания утвердили увеличение с 1 мая 2015 года со 170 руб. до 200 руб. размера ежемесячных отчислений адвокатов на нужды Федеральной адвокатской палаты РФ. Формально размер сборов с адвокатов на нужды корпорации пока не изменится. Дело в том, что в начале года адвокатские палаты уже установили для своих членов на текущий год размер отчислений, которые включают в себя и расходы на нужды ФПА и региональной палаты.
Также в соответствии с законом об адвокатуре произошла ротация на треть членов Совета ФПА. Теперь там будут трудиться президенты адвокатских палат: Алексей Дулимов (Ростовская область), Ирина Кривоколеско (Красноярский край), Елена Кузьмина (Чувашия), Елена Леванюк (Ивановская область), Алий Мамий (Адыгея), Андрей Митин (Свердловская область), Марина Павлова (Крым), Александр Севастьянов (Тверская область), Андрей Сучков (Самарская область), Михаил Трегубов (Смоленская область). Покинули Совет тоже 10 человек: умерший в ноябре 2014 года глава Адвокатской палаты Красноярского края Сергей Мальтов, вице-президент АП Самарской области Татьяна Бутовченко, вице-президент АП Калининградской области Евгений Галактионов, член Совета АП Москвы Роберт Зиновьев, президент АП Воронежской области Владимир Калитвин, глава АП Ямало-Ненецкого автономного округа Вячеслав Квирая, руководитель АП Хабаровского края Виктор Кушнарев, президент АП Якутии Юрий Припузов, член столичной палаты Василий Рудомино, глава АП Ульяновской области Валерий Чернышев.
Также делегаты съезда утвердили дизайн нагрудного знака адвоката. Он будет копировать учрежденный 150 лет назад знак присяжного поверенного, существовавшего до 1917 года. Его размер – 15 на 20 мм, он будет представлять собой столп закона, обрамленный венком из дубовых и лавровых листьев. Пилипенко уверен, что появление знака – "важный шаг на пути еще большего единения адвокатуры".