ПРАВО.ru
Репортаж
24 апреля 2015, 16:25

Последнее слово прокурора Пашковской

Последнее слово прокурора Пашковской
Фото ТАСС

В первый день прений по делу "Оборонсервиса" о продаже наиболее ликвидных активов Минобороны по заниженной цене аффилированным компаниям успели выступить только прокуроры. Они сочли вину подсудимых полностью доказанной, а после более чем шестичасового зачитывания эпизодов озвучили сроки: в зависимости от роли каждого из фигурантов – от четырех до восьми лет условно.

Прения по делу "Оборонсервиса" в Пресненском суде Москвы вчера открыл прокурор Юрий Хализов. Одетый в парадный мундир, он произносил свою речь почти торжественно.

– Концепция модернизации и самоокупаемости предприятий Минобороны, их приватизации, реализации неприбыльных активов, вне всякого сомнения, была благой идеей, необходимость воплощения которой давно назрела. Воспользовавшись масштабностью происходящих реформ и предоставленными властными полномочиями, директор Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева и ее сообщники не позднее мая 2010 года разработали и воплотили преступный план хищения имущества субхолдингов и ДЗО ОАО "Оборонсервис" в целях личного обогащения на общую сумму почти 3 млрд руб., – начал Хализов.

По его утверждению, в ходе судебного процесса было доказано, что Васильева лично определяла кандидатуры для включения в советы директоров акционерных обществ, входящих в структуру холдинга "Оборонсервис", назначала доверенных ей лиц гендиректорами субхолдингов и их ДЗО, что обеспечивало принятие нужных ей решений. Кроме того, она лично вошла в совет директоров ряда субхолдингов. Не позднее февраля 2011 года Васильева привлекла для совершения преступлений своих знакомых – Ларису Егорину, Максима Закутайло и Екатерину Сметанову. Сметанова (она признала вину; дело выделено в отдельное производство) составила перечень наиболее ликвидного имущества Минобороны, а в марте 2011 года по поручению Васильевой приобрела и возглавила ЦПП "Эксперт", который в качестве агента, обманным путем был привлечен к реализации имущества ДЗО "Оборонсервиса". Хализов при этом отметил, что "Эксперт" ранее не занимался подобной деятельностью и не имел соответствующего штата сотрудников и материально-технической базы. Затем Сметанова, также по указанию Васильевой, учредила ООО "Оценка бизнеса", которое впоследствии осуществляло оценочную деятельность с целью контроля и занижения стоимости активов "Оборонсервиса", и приобрела ООО "Вита Проджект", которое использовала в качестве покупателя.

В феврале 2011 года, продолжал обвинитель, Васильева обеспечила назначение Егориной на должность гендиректора ОАО "Главное управление обустройства войск" и одновременно и. о. гендиректора ОАО "Оборонстрой", а Закутайло поставила на руководящие должности в ОАО "Окружной материальный склад", ОАО "Управление торговли Московского военного округа", ГУОВ и др. По мнению Хализова, подсудимая определила, что денежное вознаграждение Сметанова, Закутайло и Егорина "будут получать под видом заработной платы и премиальных выплат". Сами подсудимые ехидничали над этой формулировкой в перерыве. Позднее руководитель Департамента имущественных отношений вовлекла в ОПГ Юрия Грехнева и Ирину Егорову. Хализов отметил, что "Васильева, используя метод кнута и пряника, привлекала к совершению преступлений и неосведомленных лиц".

В январе 2012 года Васильева уволилась из Минобороны и занялась управлением подконтрольных ей компаний: ЦПП "Эксперт", "Вита Проджект", "Оценка бизнеса", продолжил Хализов. В начале того же года она уволила большинство сотрудников ЦПП и набрала новых.

– Работа осуществлялась по принципу "разделяй и властвуй". Сотрудники не знали наименования компании, своих должностей, должностей коллег и руководства. Они выполняли конкретные задачи при минимуме информации о целях деятельности компании, – подчеркнул Хализов.

Поскольку в феврале Сметанова подверглась уголовному преследованию, Васильева назначила на должность руководителя ЦПП бывшую подчиненную по Минобороны – Динару Билялову (признала вину, осуждена на четыре года за мошенничество в особо крупном размере), которая одновременно с Васильевой уволилась с госслужбы. Не позднее 13 февраля 2012 года Васильева познакомилась с Егоровой и привлекла ее к деятельности преступной группы в качестве фактического финансового директора. В марте 2012 г. ЦПП был переименован в ООО "Правовой центр", а в июле – в ООО "Мира".

Хализов обстоятельно перечислил преступления, совершенные ОПГ: превышение должностных полномочий при реализации недвижимого имущества в поселке Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края и хищение денежных средств ОАО "ОМС" при заключении исполнения агентского договора на реализацию недвижимости; хищение объектов недвижимости ОАО "31-й ГПИСС" на Смоленском бульваре, 19, хищение акций 31-го ГПИСС, злоупотребление Васильевой полномочиями председателя совета директоров 31-го ГПИСС; приобретение права на чужое имущество по адресу Арбат, 21; покушение на хищение объектов недвижимости ОАО "УТМВО" на Большой Серпуховской, 35, а также хищение денежных средств вышеуказанных обществ при заключении исполнения агентских договоров на реализацию их недвижимого имущества. Кроме того, хищение денежных средств ОАО "ГУОВ" при заключении в исполнении допсоглашения к агентскому договору и легализация отмывания денег, а также растрата денежных средств ОАО "ОМС" Закутайло.

Подробное изложение вмененных подсудимым эпизодов взял на себя коллега Хализова Антуан Богданов.

Земельный участок бывшего ФГУП пансионат "Эллада" в поселке Пересыпь площадью 3,12 га находился на балансе ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр ФНС России" (ИТЦ) по договору аренды сроком на 49 лет. В 2008 году на участке зарегистрировала право собственности РФ. В 2010 году ИТЦ был передан в ведение Минобороны.

– Переход предприятия, находящегося на данном участке, в ведение Минобороны не влечет переход прав на земельный участок. Минобороны каких-либо полномочий по управлению данным земельным участком не имело, – подчеркнул Богданов.

И разъяснил, что по указанию Васильевой был подготовлен приказ Минобороны, согласно которому было прекращено право ИТЦ на 15 объектов недвижимости, которые затем были закреплены на праве императивного управления за ФГУ "Загородная квартирно-эксплуатационная часть района". В октябре 2010 года по указанию Васильевой право аренды участка было приказом Минобороны передано ОМС, а в дальнейшем землю незаконно, как считает следствие, приватизировали. В конце 2010-го на участке начался снос старых и возведение новых строений. Гендиректор ОМС Закутайло в мае 2011-го заключил договор оценки с ООО "Кэпитал консалтинг". Компания никак не отразила новые объекты в отчете об оценке, что повлияло на стоимость участка. Сметанова нашла покупателя, а Васильева, тем временем, организовала подписание директивы и протокола заседания совета директоров, который одобрил сделку. В итоге имущественный комплекс пансионата приобретает ООО "СитиИнжиниринг" за 92 млн руб. – как считает следствие, на 7,3 млн руб. ниже реальной стоимости.

Еще один эпизод в изложении Богданова выглядел следующим образом. Здание "Военторга" на Арбате, 21, приобрела аффилированная "Вита Проджект" за 115 млн руб. (следствие оценивает объект в 142 млн руб.). Была умышленно скрыта информация по договорам аренды и о наличии участка перед фасадом здания, что повлияло на стоимость объекта. А вот по зданию УТМВО на Большой Серпуховской, 35, сделка не состоялась (из-за неверно оформленного кадастрового номера). "Вите" возвратили обеспечительный платеж в 7,5 млн руб. При этом ЦПП "Эксперт" полученные от сделки 5 % (375 000 руб.) так и не вернул. Богданов отметил, что "мнение совета директоров об отсутствии необходимости продавать объекты недвижимости Васильеву не интересовало".

Расписал Богданов и идентичные схемы мошенничества в сфере оказания агентских услуг. Возглавляемый Сметановой ЦПП "Эксперт", выступал в роли агента при заключении сделок купли-продажи и получал за это комиссионные. Все суммы, которые были выплачены (более 100 млн руб. в общей сложности) следствие называет похищенными, поскольку покупатели якобы были определены заранее. "ЦПП "Эксперт" лишь создавал видимость оказания агентских услуг. Сметанова, согласно распределению ролей, готовила фиктивные агентские договоры, заведомо подложные документы о проделанной работе, счета на оплату и т. д. Похищенными денежными средствами Васильева и Сметанова распоряжались по собственному усмотрению", – сказал Богданов.

Пришла очередь подняться на трибуну прокурору Андрею Обухову. Он поведал суду о продаже здания 31-го ГПИСС на Смоленском бульваре, 19, по заниженной стоимости (1,6 млрд руб. вместо 2,3 млрд руб.) ООО "Теорема". Егорова, по версии следствия, изготовляла и подписывала подложные протоколы заседаний совета директоров "Оборонстроя", на основании которых проводилась сделка. Кроме того, в ноябре 2011 года акции 31-го ГПИСС ушли всего за 142 млн руб., тогда как стоили, по оценке следствия, 2,25 млрд руб. Покупателями стали ООО "Вита Проджект" (70 %) и ОАО "Сосновоборэлектромонтаж" (29,9 %) (последняя компания якобы принадлежала холдингу, подконтрольному бывшему заму Сердюкова Геннадию Нагинскому). Стоимость акций была снижена за счет выплаты дивидендов. Еще один эпизод обвинений, связан с тем, что Егорова оформляла личные авиаперелеты Васильевой в качестве председателя совета директоров 31-го ГПИСС и ее матери из Москвы в Санкт-Петербург, а также полеты в Анапу и Краснодар как служебные командировки. С февраля по август 2012 года институт заплатил за них более 650 000 руб.

Последний эпизод, к которому обратилось обвинение, – растрата денег Закутайло. Оно посчитало доказанным тот факт, что в 2011 году Закутайло фиктивно устроил на работу своих знакомых Анастасию Дянкину и Игоря Крюкова, которые "на место работы не прибывали и служебные обязанности не выполняли", а подсудимый за счет ОМС "необоснованно платил им зарплату". Потери для казны, по мнению следователей, составили 408 559 руб. Отметим, что Закутайло признает фактические обстоятельства, но не сумму растрат. "Я не признаю хищение 140 954 руб., поскольку эти средства были уплачены ОМС государству в виде налогов и страховых взносов", – ранее говорил он.

Последней со стороны обвинения выступила прокурор Вера Пашковская. Именно ей выпал жребий озвучить главные слова в этой части прений. Пашковская просила суд при вынесении наказания подсудимым учесть возмещение ущерба государству: ранее потерпевшие отказались от исковых требований в 2,2 млрд руб., поскольку акции 31-го ГПИСС были возвращены Минобороны. Она также обратила внимание на положительные характеристики на подсудимых, наличие у них наград (Васильева, например, награждена Орденом почета), наличие на иждивении у некоторых несовершеннолетних детей, состояние здоровья каждого из подсудимых.

По совокупности статей прокурор попросила суд приговорить Васильеву к восьми годам заключения и штрафу в 1 млн руб. с лишением права занимать должности на госслужбе сроком на три года, Егорину и Грехнева – к шести годам заключения и 900 000 руб. штрафа каждому, Егорову – к пяти годам и штрафу в 600 000 руб., Закутайло – к четырем годам со штрафом 300 000 рублей и лишением права занимать должности на госслужбе сроком на два года, а также лишить подсудимых наград. Когда сроки были названы, Пашковская после короткой паузы попросила применить ко всем подсудимым ст. 73 УК РФ и назначить испытательный срок в течение пяти лет. О том, что речь идет об условном сроке (ст. 73 предусматривает условное осуждение), часть присутствующих в зале, в том числе и некоторые журналисты, поняли не сразу.

А Пашковская снова вернулась к искам потерпевших.

– Общая сумма невозмещенного ущерба остается чуть более 349 млн руб., – сказала она. – В связи с этим заявленные потерпевшими иски я прошу удовлетворить, взыскав в солидарном порядке: с Васильевой и Закутайло в пользу ОМС – 4,6 млн руб., с Васильевой, Егориной и Грехнева в пользу 31-го ГПИСС – 587,2 млн руб., с Васильевой и Егоровой в пользу 31-го ГПИСС – 651 612 руб., с Васильевой, Егориной и Егоровой в пользу ГУОВ – 123,3 млн руб., с Васильевой в пользу УТ ЗВО – 33,3 млн руб., с Закутайло в пользу ОМС – 140 955 руб.

Всю сумму она просила взыскать за счет имущества и денежных средств подсудимых, на которые был ранее наложен арест.

Сегодня в прениях начнет выступать сторона защиты.