ПРАВО.ru
Репортаж
14 января 2016, 23:30

Общественные наблюдательные комиссии получат новые права и правила

Общественные наблюдательные комиссии получат новые права и правила
Фото ИТАР-ТАСС

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции проголосовал за принятие правительственного законопроекта, расширяющего возможности членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК), работающих в местах принудительного содержания: документ позволяет фото- и видеосъемку, но предлагает сузить круг полномочий ОНК до обсуждения жалоб на содержание и не допускать к членству в ОНК тех, чьи родственники имеют судимость. Эти новации вызвали резкую критику депутатов: они считают, что ко второму чтению в проект потребуется внести поправки, однако разошлись во мнении, какие.

Позитивные новации

Инициатива усовершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания была внесена в Госдуму Правительством РФ в декабре прошлого года. Как заявил в ходе заседания Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции его зампредсетель, единоросс Александр Хинштейн, "в законопроекте содержатся вполне оправданные, разумные и справедливые новации, которые должны привести к улучшению деятельности общественных наблюдательных комиссий и, как следствие, к установлению более прозрачного и эффективного общественного контроля действий за соблюдением прав лиц, находящихся в местах лишения свободы".

В частности, членам ОНК теперь можно будет проводить фото- и видео-съемку заключенных, при наличии соответствующего разрешения, и несовершеннолетних, и фиксировать их жалобы и показания. Кроме того, членам ОНК разрешается также снимать на фото и видео сами места содержания заключенных и даже использовать приборы для контроля микросреды в этих помещениях.

Ничего кроме жалобы

Однако, по словам Хинштейна, в законопроекте есть несколько новаций, которые вызывают опасения как у правозащитного сообщества, так и у самих депутатов. Так, например, авторы документа предлагают разрешить членам ОНК обсуждать с заключенными только жалобы на их содержание, поднимать в разговоре другие вопросы считается избыточным. "Это несправедливо, неправильно и по сути, подрывает саму идею создания общественных комиссий – еще одного механизма контроля за соблюдением прав и интересов лиц, находящихся в неволе", – возмущался в ходе заседания Комитета Хинштейн. По его словам, подобное сокращение полномочий приведет лишь к тому, что общественники будут лишены возможности эффективно выполнять свои функции.

Такое предложение в законопроекте появилось по причине частых жалоб сотрудников ФСИН на действия общественных комиссий – например, нередко в состав ОНК входят журналисты, которые затем описывают увиденное в СМИ. "Все эти действия происходят в рамках законодательства, в том числе закона о СМИ, – продолжал Александр Хинштейн, – а если существуют конкретные примеры, когда член ОНК злоупотребляет своими полномочиями, то у сотрудников ФСИН есть все возможности не допускать этого".

Родственников не выбирают

Норма законопроекта, связанная с запретом вхождения в состав ОНК лиц, имеющих судимых родственников, вызвала сразу несколько замечаний. Во-первых, по словам Александра Хинштейна, нововведение необоснованно, поскольку такие ограничения не установлены даже для сотрудников правоохранительных органов. "То есть сотрудник ФСИН, ответственный за содержание заключенного, сотрудник полиции, задержавший этого заключенного, следователь, который расследовал это дело, конвоир – все они могут иметь судимого родственника, а общественник, который не наделен никакими полномочиями, кроме как прийти в места лишения свободы и потом сигнализировать о выявленных нарушениях, – не может", – возмущается депутат.

Коллеги по Комитету поддержали Хинштейна, который также ссылался на нормы уже существующего ФЗ № 76 "Об общественном контроле", в котором четко закреплено: члены ОНК не могут инспектировать деятельность учреждений, в которых отбывают наказание их родственники. Минюст не стал противится таким изменениям и согласился на соответствующие поправки, однако сам факт наличия такой инициативы в проект закона очень не понравился депутатам.

Так, например, зампредседателя Комитета, эсер Дмитрий Горовцов был возмущен тем, что в пояснительной записке к законопроекту говорится, что инициатива подготовлена во исполнении п.2 Перечня поручений Президента РФ от 23 сентября 2013 года (№ Пр-2230) по итогам заседания президентского Совета по развитию гражданского общества и права человека, но при этом, о норме запретить родственникам осужденных быть членами ОНК в этом перечне не говорилось. "Это концептуальные вещи: идет базовая ссылка на перечень поручений президента страны и дальше говорится, что наряду с этим предлагается установить базовую норму, которую мы подвергаем критике в нашем заключении, – заявлял Говорцов, – Это либо вводит нас в заблуждение, либо мы не понимаем перечня поручений президента".

Представитель профильного департамента Минюста пыталась оспорить такие обвинения, указывая на то, что в поручении Президента не могут быть разработаны конкретные нормы, которые следует принять, однако слово взяла председатель Комитета ГД, депутат фракции "Единая Россия" Ирина Яровая. Она заявила, что вопрос Горовцова совершенно справедлив, а действия Минюста некорректны. "Если речь идет о такой значимой аргументации, как исполнение поручений, то нужно быть максимально ответственным, – заметила Яровая, – мы же не слышим от вас развернутой и внятной позиции ни по одному из вопросов, которые мы в своем заключении отразили, а вы профильное министерство, которое формировало итоговую позицию и на пленарном заседании будет защищать этот закон".

Региональный фильтр

Однако больше всего споров в Комитете вызвала еще одна норма проекта закона, отмену которой поддержали не все. Документ предлагает ужесточить порядок формирования ОНК, фактически вводя дополнительный фильтр в виде региональных общественных палат. Сегодня комиссии формируются через Федеральную Общественную палату РФ: общественная организация или объединение, существующие не менее 5 лет и уставная деятельность которых связана с защитой прав и интересов граждан, вправе самостоятельно отправлять в ОП РФ предложения о формирование ОНК. Новым законопроектом предлагается направлять подобные предложения в региональные общественные палаты, чтобы они принимали решение, перенаправлять ли эти документы далее на федеральный уровень.

"Мы ни в коей мере не ставим под сомнение компетентность и ответственность региональных общественных палат, но мы понимаем, что это усложнение процесса", – утверждал Хинштейн. Депутат также ссылался на заключение президентского СПЧ от 29 декабря 2015 года, где указывается, что между ОНК в регионах и общественными палатами нередко возникают сложные взаимоотношения.

Замминистра юстиции Юрий Любимов, назначенный официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении парламентом законопроекта, со всеми тремя замечаниями Александра Хинштейна согласился, сообщив, что Минюст ни на одной из норм "жестко не настаивал". Однако депутат, по его словам, "для чистоты отношений", решил уточнить у ведомства, не будут ли его представители возражать против принятия поправок во втором чтении документа. Любимов ответил неопределенно: "Наверное, у меня нет мандата на принятие решений от лица наших коллег, если они выскажут свои позиции – это может стать предметом для обсуждения, но мы как Минюст не возражаем". Такой ответ единоросса Хинштейна не удовлетворил и вновь уточнил: "То есть, в случае, если у вас не будет никаких дополнительных вводных, вы с этими поправками согласитесь?". Любимов ответил утвердительно.

Однако в разговор вступила Ирина Яровая. Депутат заявила, что такая норма не вызывает у нее вопросов и она не видит причин не разрешать региональным общественным палатам быть дополнительной инстанцией на пути формирования ОНК. "Статус и федеральной и региональных общественных палат сам по себе означает, что туда по публичной и открытой процедуре делегированы представители различных общественных организаций, обладающих достаточным уровнем доверия и репутацией", – пояснила Яровая, не разделяя опасения своего коллеги Хинштейна. Представитель профильного департамента Минюста тоже поддержала главу Комитета, высказав мнение, что эту норму можно было бы сохранить нетронутой, несмотря на раннее согласие Юрия Любимова с предлагаемыми изменениями.

Но Александр Хинштейн не отступал. Ссылаясь на заключение СПЧ, которое сам депутат поддерживает, он объяснял коллегам, что уже существующий закон "Об общественном контроле" показал себя с хорошей стороны и не стоит вносить поправки в эффективный порядок работы ОНК без должной аргументации. "Если бы разработчики законопроекта представили конкретную аргументацию и статистику, из которого следовало бы, почему плох тот порядок формирования, который предусмотрен сегодня, это можно было бы обсуждать", – парировал депутат. Ирина Яровая в таких заявлениях не увидела причинно-следственной связи и призвала Хинштейна не доказывать свою правоту, так как Комитет и так поддерживает обсуждаемый законопроект.

Иностранных агентов не обсудили

Депутаты поддержали инициативу правительства, однако в ходе обсуждения не был поднят еще один важный вопрос, прописанный в нововведении. Согласно законопроекту, в ОНК будет запрещено входить тем общественным деятелям, которые числятся членами НКО, признанных иностранными агентами. Александр Хинштейн объяснил, что не видит оснований поднимать этот вопрос: Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции назначен соисполнителем по законопроекту, остальные вопросы, касающиеся ОНК, уйдут в ведение Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. 

С текстом законопроекта №949326-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования общественного контроля за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания" можно ознакомиться здесь.