ПРАВО.ru
Репортаж
24 мая 2017, 12:17

Судебная нагрузка расскажет о бизнесе: на ПМЮФ презентовали исследование арбитражных споров за 3 года

Судебная нагрузка расскажет о бизнесе: на ПМЮФ презентовали исследование арбитражных споров за 3 года
Фото с сайта spblegalforum.tassphoto.com

Исследование, в рамках которого была проанализирована динамика данных об экономических спорах в арбитражных судах России в 20142016 гг., охватило в общей сложности 4,9 млн арбитражных дел. Оно ставило целью показать экономический и деловой климат в стране через призму судебной нагрузки. О том, с чем связаны те или иные колебания исковой нагрузки, поговорили собравшиеся на форуме эксперты.

Данные были получены при помощи сервисов Cаsebook и Caselook. Анализировались число и суммы споров, инстанции, до которых доходят разбирательства, загруженность судов по федеральным округам, категории споров, а также статистика по некоторым нормам права. В отдельную группу были выделены споры с участием госструктур и крупные дела (на сумму свыше 100 млн руб). Исследование демонстрирует, как кризис сказался на деятельности компаний, согласились эксперты.

За исследуемый период число исков стало больше на 11%, но в целом они "подешевели". Как считает Максим Степанчук, КА "Делькредере", пик количества исков, наблюдаемый к осени 2015 года, объясняется эффектом наступившего кризиса. Дальнейшее же падение числа исков объяснить непросто. Возможно, это связано с общим снижением деловой активности.

Максимальное значение сумм исков было зарегистрировано в 4 квартале 2015 года. Это объясняется регистрацией таких крупных дел, как банкротство "Трансаэро", ритейлера БТК и Тельмана Исмаилова, иском МТС о защите исключительных прав на товарные знаки и рядом других "дорогих" дел. При этом количество зарегистрированных исков меняется незначительно – на 5–10%. 3-й и 4-й кварталы 2016 года оказались самыми "спокойными" в исследуемом периоде: общая сумма зарегистрированных исков едва превысила 1 трлн руб.

 

В целом же чем хуже чувствует себя бизнес, тем выше исковая нагрузка: суды фиксируют рост числа исков по договорам поставки, кредита и другие споры между компаниями. При улучшении экономической конъюнктуры, напротив, число исков сокращается. Исковая нагрузка в денежном выражении в 2016 году снижается. При этом наблюдается рост объёма размещенных средств организаций, а показатель индекса деловой активности увеличивается с августа 2016 года, и к январю 2017 года он достигает максимального значения с марта 2011 года. Это демонстрирует значительное улучшение инвестиционного климата во втором полугодии 2016 года.

В первой инстанции удовлетворяется полностью или частично 65% всех исков, 10% возвращается, 25% не удовлетворяется. Вероятно, это свидетельствует о том, что с помощью суда юрлица лишь хотят зафиксировать отношения с контрагентами, а спора как такового нет.

При этом 80% дел из "дорогих" исков (сумма больше 100 млн руб.) завершаются уже в первой инстанции, но если спор идет дальше, то, как правило, доходит до последней инстанции.

"То, как бизнес обращается в суды, говорит и о качестве правосудия. Это хороший результат, который подтверждает: суды являются эффективным способом защиты прав", – уверен Максим Степанчук.

 

Суды занимаются по большей части делами, которые не оспариваются, вместо того чтобы тратить время на споры со сложной фактурой, комментирует показатель Максим Степанчук. Пока размер госпошлины при подаче иска остается низким, этот тренд скорее всего будет сохраняться.

Продолжительность спора за исследуемый период сократилась более чем на 25%, и этот показатель эксперты оценили как очень позитивный.

Что касается стоимости исков, то доля Центрального ФО по сумме споров выросла с 45% в 2014 году до 60%, средняя сумма иска в Центральном ФО превышает 5 млн руб. Для сравнения, в Приволжском ФО средняя сумма спора составляет 1,6 млн руб. – это наименьший показатель по федеральным округам. 

По количеству исков доля Центрального ФО не изменилась и находится на уровне 30% от общего числа исков. Если говорить о распределении исков по федеральным округам, то на втором месте после лидирующего Центрального округа оказался Приволжский, опередивший по числу исков Северо-Западный округ: там находятся деловые центры, которые в сумме дают больше возможностей для споров. Однако при значительном числе исков их цена не так высока, как в Северо-Кавказском округе, занявшем второе место после Центрального по сумме исковых требований.

Крупные иски на сумму свыше 100 млн руб. составляют менее 1% от всех споров – 22 470 в количественном выражении, а более 80% споров приходится на суммы меньше 500 000 руб. Это показывает актуальное состояние экономики, говорит Степанчук: "Большинство требований на суммы до миллиона – "бесспорные" разбирательства, суммы небольшие. С помощью суда заявители пытаются принудить к исполнению небольших обязательств. А все дорогие дела на виду и обсуждаются, и к этому минимуму и приковано внимание юридического сообщества".

Средняя сумма крупного иска снизилась за 3 года на 17% и составляет 455 млн руб.

Была проанализирована динамика споров по отраслям права. Так, из анализа динамики споров по банкротству физических лиц видно, что число дел значительно выросло в 4-м квартале 2015 года. Если до появления чётких правил о банкротстве граждан число дел о банкротстве ИП было стабильно невысоким, то в преддверии введения новых норм число тех предпринимателей, которые решили "запрыгнуть в уходящий поезд" и не попасть под новые правила, увеличилось. Резкий взлёт связан с ожиданием позитивного эффекта от новых процедур, а дальнейшее снижение числа таких дел подтверждает, что ожидаемого пика дел о банкротстве граждан не случилось.

Число банкротных споров с участием юрлиц также снижается. Возможное объяснение – повышение эффективности института субсидиарной ответственности.

При анализе споров с участием госорганов оказалось, что дела с ФНС бизнес всё чаще проигрывает, а с ФТС, наоборот, более 80% решений выносится в пользу бизнеса. Если исходить из размера требований, то можно говорить о значительно более существенном увеличении взысканий в 2016 году: в денежном выражении на решения в пользу налоговых органов приходится почти 75%.

Другой аспект вопроса отметил Александр Пахомов, управляющий партнер компании "Право и бизнес". Изменение показателей в сторону увеличения положительных для налоговых органов судебных актов вызвано также тем, что увеличился процент отмены неправомерных решений вышестоящим налоговым органом в порядке досудебного обжалования, ФНС более активно превентивно высказывало свою позицию по принципиальным методологическим вопросам для нижестоящих налоговых органов, заметил Пахомов. К тому же подход ведомства стал более профессиональным и последовательным с точки зрения выработки правовой позиции и последующей ее защиты в суде, и это уменьшило количество разбирательств со стороны крупных компаний, обратил внимание он. "Крупным налогоплательщикам знакома налоговая методология ФНС по принципиальным вопросам, и они изначально выбирают осмотрительный подход на этапе формирования налоговых обязательств. В ряде случаев некоторые компании, к примеру, МТС или Интер РАО, будучи участниками новой формы налогового контроля, имеют возможность согласовать порядок налогообложения с ФНС до подачи декларации", – сказал Александр Пахомов.

В ходе презентации Пахомов также рассказал о прозрачности закупочных процедур. Что касается закупок в юрбизнесе, недобросовестность при выборе консультантов начинается с формирования техзадания. Речь идет о недобросовестности при составлении критериев отбора поставщика услуг – например, завышении размера обеспечительного платежа или указание на определенную, обычно большую, численность штата фирмы-консультанта, притом что для работы над делом фактически нужны 1–2 человека. Один из живых примеров – указание в закупке требования о нахождении фирмы в рейтинге Legal 500 в нескольких конкретных отраслях права, в результате чего по параметрам проходила только одна компания, и то, какую цену поставил бы следующий участник закупки, в принципе переставало иметь значение.

В сфере закупок в юрбизнесе существенная роль отводится сознанию самих консультантов, заметил Пахомов. Часто можно услышать такое: "Нас попросили, и мы не участвуем, чтобы не потерять клиента в дальнейшем". При таком подходе, характерном не только для закупок юруслуг, о честной конкуренции говорить не приходится. Александр Пахомов также рассказал о совместных с "Право.ru" планах создания проекта по выявлению недобросовестных форм конкуренции в рамках проведения закупочных процедур и формирования рейтинга недобросовестных закупщиков в разных отраслях. "В рамках проекта мы также вместе выработаем предложения по формированию прозрачных закупок", – подытожил он.