1 января 2018 года вступит в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, а за ним последует российский законопроект "О таможенном регулировании". Появятся предварительные решения по таможенной стоимости, декларацию не нужно будет всегда подтверждать документами, документооборот станет в основном электронным. Таковы основные плюсы проектов, в которых эксперты нашли и немало минусов. Например, одно требование способно к худшему изменить логистическую схему, а разрозненные электронные базы ФТС вряд ли способны ускорить цифровой документооборот.
Вчера, 12 октября, состоялась конференция «Изменения в таможенном регулировании: преимущества и риски для бизнеса», на которой эксперты обсудили ключевые законопроекты, которые вскоре обещают многое поменять в отрасли. В их числе – новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Государства обещали не затягивать с его ратификацией, и он должен вступить в силу 1 января 2018 года, поделилась начальник отдела таможенного законодательства Евразийской экономической комиссии Марина Искоскова. «Там порядка тысячи страниц, но при желании это вполне можно изучить и освоить. Подобные мероприятия помогают это сделать», – рассказала она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В числе задач, которые решит новый кодекс, не только унификация законодательства и сокращение его локальной части, но и модернизация до уровня современных технологий, рассказала Искоскова. «Немного стыдно, что в нынешнем кодексе говорится о письменной форме многих документов при нынешних возможностях электронного декларирования», – призналась эксперт. Она заверила, что вскоре все изменится: новый кодекс отдаст приоритет электронному таможенному декларированию, а некоторые операции программы будут совершать без участия должностных лиц.
Кроме того, Искоскова рассказала о некоторых решениях Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которые еще неизвестны широкой публике. По ее словам, в сентябре 2017-го принято, но пока не опубликовано решение о размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя (он составляет эквивалент «не менее 500 тысяч евро»). Другое еще не обнародованное решение совета содержит балльную методику подсчета финансовой устойчивости лица, которое претендует на включение в реестр уполномоченных экономических операторов. «Тут надо быть экономически подкованным, чтобы разобраться», – предупредила эксперт.
Она поделилась некоторыми пунктами повестки ЕЭК на ближайшее время. В октябре планируется утвердить перечень документов, которые подтверждают статус товаров ЕАЭС, и разъяснить особенности транзита товаров в несобранном или разобранном виде. А на ноябрьском совете определят нормы ввоза товаров для личного пользования без уплаты пошлин – этот вопрос важен для простых граждан, рассказала Искоскова.
Кодекс ЕАЭС: плюсы и минусы
Новому кодексу ЕАЭС посвятил свой доклад и партнер «Пепеляев Групп» Александр Косов. Он начал с ограничения, которое способно поменять логистические схемы участников внешней торговли.
Правило, по которому товары должны находиться на территории того государства, куда подается таможенная декларация – это серьезное, в большинстве случаев необоснованное ограничение для бизнеса, которое влияет на логистическую схему. Если компания ввозит товар из Европы в Казахстан, его надо будет растаможить непосредственно в России со всеми вытекающими трудностями.
– партнер «Пепеляев Групп» Александр Косов
Косов выделил ряд других улучшений и рисков для бизнеса в новом кодексе ЕАЭС. Среди них – такие:
К декларации на товары или транзитной декларации по общему правилу не надо будет прикладывать документы в подтверждение заявленных сведений;
Таможенный орган все-таки может потребовать эти документы, и это его право ничем не ограничено. Запрос, например, может поступить за час до окончания выпуска товаров, когда у сотрудника обеденный перерыв. Между тем, если они документы представлены – это грозит отказом в выпуске, предупредил Косов.
Предварительные решения по таможенной стоимости Косов назвал "большим плюсом". Однако порядок их принятия надо закрепить на национальном уровне. "В России есть намерение его развивать, но надо, чтобы он устроил и Минфин, и ФТС", – рассказал Косов.
Если на постконтроле чиновники решили, что документы компании не подтверждают сведения из декларации, и это не позволяет классифицировать товар на уровне 10 знаков – таможенникам разрешается определять его на уровне 4 знаков и брать максимально возможную из пошлин, которая есть на товары из этой группировки. «Это интересная норма, которая не обсуждалась, но влечет недобросовестное поведение таможенных органов на практике, – рассказал Косов. – Обжаловать не всегда эффективно, потому что это занимает время, а иногда вопрос нужно решить здесь и сейчас». Чтобы застраховаться от такого риска, Косов советует максимально подробно указывать сведения о товаре.
При контроле таможенной стоимости товаров кодекс разрешает использовать информацию о стоимости товаров того же класса. Это слишком широкое дозволение, а логика таможенников иногда лишена здравого смысла, пожаловался Косов: «В моей практике сравнивали строительные перчатки с хирургическими и фильтры для пылесосов и телевизоров».
Переход от бумаг к цифровым технологиям. Косов выразил надежду, что бумажный документооборот будет сокращаться, несмотря на консерватизм многих чиновников. Последнее явление проиллюстрировал цитатой пресс-службы Сибирского таможенного управления, которая заявила, что «сейчас процедуры в основном оформляются на бумаге, а электронная форма это дублирует. Затем будет наоборот – основные процедуры перейдут в цифровой вид, а бумага будет их дублировать».
Цифровой документооборот: разрозненность или единство
О переходе на цифровой документооборот рассказал и руководитель Центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив Андрей Точин. Он сомневается в безоблачном будущем этих идей.
Автоматическая регистрация декларации будет проходить с помощью программы, но если она не может принять решение о регистрации, то операциями занимается уже должностное лицо. Оно же и оформляет отказ в регистрации декларации и указывает для этого причины. Есть много оснований для отказа, которые нельзя проверить в автоматическом режиме. Так что, если есть желание избежать автоматической регистрации – для этого есть все причины.
– руководитель Центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив Андрей Точин
Точин считает «неоднозначной» и судьбу автоматического выпуска: он сомневается в процедуре, которая будет проходить без участия человека. Оптимизма ему не добавляет и разрозненность баз внутри самой таможенной службы. Возможны любые разрывы в информации, отметил Точин, и нынешняя редакция законопроекта «О таможенном регулировании» их допускает, поскольку говорит об «информационных системах» во множественном числе. Подобным «информационным разрывом» эксперт объяснил положения ст. 60 законопроекта. Как она гласит, сумма генерального обеспечения высвобождается до пяти рабочих дней с того дня, как в систему поступила информация об исполнении обеспеченной обязанности. Этот очень большой срок может объясняться тем, что информация об исполненных платежах и обеспечениях находится в разных базах, полагает Точин.
Выходом, по его словам, может стать единая автоматизированная информационная система (ЕАИС), правда, эту идею представители власти пока воспринимают «негативно». Но, по мнению Точина, она смогла бы решить перечисленные им проблемы. Система смогла бы аккумулировать все нужные сведения, через нее формировались бы все таможенные документы. К тому же она могла бы в автоматическом порядке передавать сведения налоговым органам, отметил Точин.
Законопроект "О таможенном регулировании": важные новшества
Законопроект "О таможенном регулировании", о котором говорил Точин, подробнее осветил замначальника отдела нормативного обеспечения ВЭД Департамента развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития России Дмитрий Козлов. Этот проект реализует нормы Таможенного кодекса, отсылающие к национальному регулированию. Про словам Козлова, при подготовке проекта были поставлены цели снизить влияние «человеческого фактора» и удешевить таможенное оформление, а также создать условия для максимально быстрого поступления товаров в оборот. Чиновник перечислил главные идеи, которые по предложению Минэка были внесены в закопроект. Среди них есть такие:
- Допускаются предварительные решения по таможенной стоимости (сейчас отсутствуют);
- Предусмотрен институт «экспортного» таможенного представителя со сниженным размером реестрового обеспечения (5 млн руб.);
- Таможенные платежи вправе перечислить любое лицо (сейчас только плательщик), а их уплату могут отсрочить на месяц (в настоящее время такой возможности нет);
- Реже станет требоваться обеспечение;
- Впервые ограничены сроками такие процедуры, как таможенная экспертиза (40 дней), камеральная проверка (90 дней), рассмотрение обращения о корректировке декларации (30 дней);
- Появится фигура «экспортного» таможенного представителя со сниженным размером реестрового обеспечения (5 млн руб.).