ПРАВО.ru
Репортаж
19 сентября 2012, 18:18

"Великие русские писатели ходили в публичный дом и писали там великие вещи"

"Великие русские писатели ходили в публичный дом и писали там великие вещи"
Фото с сайта tisk.org.ua

Измайловский районный суд Москвы начал рассмотрение иска о защите чести и достоинства, поданного Григорием Чхартишвили, к изданию "Спид-Инфо", которое приписало писателю фразу про то, что он в каждом городе "первым делом идет на кладбище, а вторым — в публичный дом", следуя примеру Антона Чехова.

Автором материала под этим заголовком является Анжелика Заозерская (Губина), которая оформила как интервью высказывания Чхартишвили, пишущего книги под псевдонимом Борис Акунин, на встрече с читателями в книжном магазине "Москва" 13 апреля 2012 года. Возмутившись, писатель обратился в суд, указав, что не только не говорил фразы про кладбище и публичный дом, но и вообще не давал этого интервью "Спид-Инфо". В качестве требований было указано возмещение морального вреда в размере 1 млн руб. и еще такая же сумма за незаконное использование его имени. Также от "Спид-Инфо" требуют опубликовать опровержение. Полученные средства, если таковые будут, Акунин, по словам адвоката, намерен потратить на благотворительность.

Сегодняшнее заседание, на котором председательствует судья Инна Аверьянова, началось с того, что адвокат Акунина Раиса Тюрина сообщила, что исковые требования изменены. "Просим ответчика написать опровержение размером на целую полосу газеты", — заявила адвокат, отметив, что это связано с тем, что текст "интервью" также "был размещен на целой шестой полосе и двух третях седьмой". Ответчик время на ознакомление и подготовку возражений брать не стал. Представляющая издание Татьяна Серебрякова сказала, что эти требования не новы, так как обсуждались при попытке мирного урегулирования спора, и попросила приобщить к делу аудио и видеозапись, на основании которых был сделан материал для издания.

- Прошу суд учесть, что это не интервью Акунина изданию "Спид-Инфо", это встреча с читателями в книжном магазине "Москва", — поспешила напомнить обстоятельства дела Тюрина.

Судья Аверьянова материалы приобщила, сделала доклад по делу, а затем передала слово представителю Чхартишвили. А та напомнила про требования и отметила, что видит "особый цинизм в том, что внизу интервью размещена фотография писателя с женой, иллюстрирующая текст, где говорится, что Акунин ходит в бордель".

Затем об обстоятельствах появления "интервью" в 10-м номере "Спид-Инфо" в мае 2012 года рассказывала Заозерская, выступающая в роли соответчика. "Я пришла на встречу, задавала вопросы как журналист, пыталась согласовать это интервью, но никаких координат мне найти не удалось", — сообщила она. Что касается фразы, вынесенной в заголовок, то она в ней "не видит ничего страшного", так как выражение было образным и подразумевало, что писатель использует указанные места для работы. "Великие русские писатели ходили в публичный дом и писали там великие вещи", — продемонстрировала свою эрудицию Заозерская. Попутно суд узнал, что никакого отношения к самому заголовку (как и к размещению фотографии с женой) она не имеет – это прерогатива выпускающего редактора Александра Овчаренко.

- Задавая вопросы на пресс-конференции, вы представлялись как корреспондент газеты "Спид-Инфо?" — уточнила Тюрина и получила отрицательный ответ. А потом выяснилось, что в приобщенных к делу аудиозаписях нет слов про кладбище и бордель.

- Вопрос задан уже после автограф-сессии, у меня нет подтверждающей записи про эту фразу, — сказала Заозерская. — Я сожалею, что так получилось, я с чистой душой просто хотела рассказать о писателе.

- А что вы скажете об анонсе, в который была вынесена именно эта цитата? — спросила Аверьянова.

- Как бы вам сказать, чтобы вы поняли… — начала Заозерская. — Сейчас настолько журналистам негде работать… Газеты борются за то, чтобы выжить. Возможно, это было сделано для привлечения читателя. Возможно, использовали эту клубничку, но не от хорошей жизни.

А когда пришла очередь выступать Серебряковой, то она попыталась убедить суд в том, что и другие ответчики раскаиваются. "Вчера вышел номер, мы уже дали опровержение. Текст изложен в той форме, в какой он изложен в исковом заявлении", — сказала представитель "Спид-Инфо". Что касается извинений, то газета выразила сожаление, добавила она. Высказался и главный редактор издания Олег Кармаза: "Признаем, что анонс сформулирован некорректно, я принял решение наказать выпускающего редактора, был разговор с корреспондентом, и мы сразу пошли на диалог. Но очевидно же, что это образное выражение".

- Кто принял решение опубликовать интервью, как данное конкретно Губиной для вашего издания? – уточнила Тюрина.

- Это открытое интервью, данное на публичном мероприятии, — ушел от ответа Кармаза.

- Откуда читатель должен сделать вывод, что это образное выражение, – поинтересовалась тогда адвокат Акунина и вновь получила ответ, что "это очевидно".

В итоге судья перенесла рассмотрение дела, чтобы стороны могли изучить представленные истцом и его адвокатом уточненные исковые требования. Ответчики же попросили подготовить для них обоснование заявленной суммы компенсации морального ущерба. А завершая заседание, Аверьянова предложила еще раз подумать о мировом соглашении, однако пока стороны не могут договориться — издание не хочет отводить под несколько строчек целую полосу.

***

Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), является автором популярного цикла исторических детективов об Эрасте Фандорине, сыщице Пелагии, цикла "Жанры", работал также под псевдонимами Анатолий Брусникин и Анна Борисова, некоторые книги выпустил под настоящим именем и как "совместное творчество" Акунина и Чхартишвили. В последний год принимал активное участие в оппозиционном движении, являлся инициатором знаменитой "контрольной прогулки", организованной после того, как 7-8 мая полиция в Москве задержала несколько десятков граждан просто потому, что у них на одежде были символы оппозиции — белые ленточки. Нынешний президент Владимир Путин отпустил на счет Чхартишвили по меньшей мере двусмысленную фразу про то, что он участвует в этих акциях, потому что является этническим грузином, который "мог не воспринимать действия России во время известного кризиса и событий на Кавказе" (имеется в виду российско-грузинский вооруженный конфликт в Южной Осетии).