Мосгорсуд после почти 2,5 часов совещания вынес решение по надзорнуой жалобе защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на приговор Хамовнического суда по второму делу "ЮКОСа" и последующие судебные акты. После 2,5 часов совещания судьи огласили свое решение: надзорную жалобу удовлетворить частично, а приговор изменить. Срок отбывания наказания Ходорковскому и Лебедеву по новому решению составил 11 лет лишения свободы.
Надзорное производство по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева было возбуждено с подачи председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева. Он вынес такое решение еще 24 июля 2012 года, и сроки его исполнения давно прошли. Ранее в Мосгорсуде объясняли, что надзорные жалобы не должны рассматриваться в Москве до тех пор, пока решение Вельского суда Архангельской области о сокращении срока наказания Лебедеву не вступит в законную силу, чего, к слову, до сих пор так и не произошло. Но теперь в Мосгорсуде передумали и сегодня заседание состоялось.
Оно началось вовремя и спокойно — не было пикетирующих здание и прорывающихся в зал сторонников. Председательствующий Дмитрий Фомин оглядел зал и дал слово докладчику Элладе Бондаренко.
После двадцатиминутного доклада дела и доводов жалоб слово получил адвокат Ходорковского Вадим Клювгант, начавший со вступительного замечания: "Еще раз поясним позицию по отношению к президиуму Мосгорсуда — она остается неизменной. Мы полагаем, что на данной процессуальной стадии дела этот суд не уполномочен рассматривать жалобу, так как после обжалования нами приговора и отказа в таком обжаловании от судьи Мосгорсуда, а потом и его председателя, дальнейшее рассмотрение надзорных жалоб должно происходить в Верховном суде". По мнению адвоката, "все инстанции Мосгорсуда многократно доказали, что не являются беспристрастными в деле". Впрочем, заключил Клювгант, "мы, как и вы, связаны решением председателя ВС".
Затем внимание защитника обратилось к основным тезисам жалоб, которые он попросил приложить к своему выступлению. Это: заведомое отсутствие основания для привлечения к уголовной ответственности, повторное осуждение за одно и то же деяние (приговоры вынесены за сделки с одной и той же нефтью), фундаментальные и неустранимые нарушения судопроизводства и грубейшие нарушения при подсчете сроков отбывания наказания.
"Хищением признана покупка нефти "дочками" у головного предприятия. Но ни одна капля нефти не пропадала, ни одна капля выручки не пропадала. Именно из этой выручки образовалась прибыль, — повторял адвокат уже неоднократно высказанные им в разных инстанциях доводы. — Без предикатного преступления (хищения) не может быть и легализации". Что касается назначенных сроков отбывания наказания, то, по подсчетам Клювганта, "должно быть семь лет 10 месяцев один день, либо восемь лет и 10 месяцев", в то время как оба осужденных отбывают уже десятый год. "Наши подзащитные невиновны и незамедлительно должны быть освобождены", — заключил защитник.
Адвокат Лебедева Алексей Мирошниченко начал выступление с претензий к председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой: "Итак, несмотря на публичные уверения Егоровой, что тема "второго "ЮКОСа" для нее закрыта, мы собрались здесь именно для этого. С упорством, достойным лучшего применения, судьи покрывают…."
- Давайте воздержимся от эмоциональной оценки. Мне, допустим, слово "покрывают" не очень нравится, – прервал его председательствующий.
"…Вот теперь перед вами стоит выбор: остановить запущенную десять лет назад машину беззакония или оставить как есть", — продолжил адвокат.
Наиболее яркими примерами несостоятельности обвинения стало уже упомянутое предыдущим защитником обстоятельство: "В результате реализации нефти причинялись убытки потерпевшим – дочерним добывающим предприятиям "ЮКОСа", в этом же приговоре констатируется получение прибыли потерпевшими. И получается так, как в словах героя произведения Ярослава Гашека: "Внутри земного шара находится другой шар, который гораздо больше наружного", — прокомментировал ситуацию Мирошниченко. По его мнению, "суды, будучи под управлением заданного вектора расправы, уже не могли остановиться". Полный анализ всех нарушений находится в приложенных жалобах, приговор же (Хамовнического райсуда) следует отменить, а дело прекратить в полном объеме, заключил адвокат.
Адвокат Лебедева Владимир Краснов поддержал предыдущие выступления и особо остановился на том, что "закон требует рассмотрения надзорной жалобы не позднее 15 суток". При этом председатель Верховного суда высказался 24 июля 2012 года, а значит, позднее 8 августа рассмотрение назначить не могли. "В случае, если Мосгорсуд считал свое мнение об увязке решения Вельского суда о смягчении наказания с рассмотрением надзорной жалобы обоснованным, то должен был сделать это, выйдя в процесс, но суд этого не сделал", — заключил адвокат, попросив прекратить уголовное дело против Ходорковского и Лебедева по реабилитирующим обстоятельствам.
Третий адвокат Лебедева Елена Липцер коснулась политической мотивированности процесса: "Преследование наших подзащитных преследует цели иные, чем правосудие". По ее сведениям, 13 декабря 2012 года Европарламент принял резолюцию о политической подоплеке дела. Кроме того, напомнила адвокат, "именно в связи с пониманием политической мотивированности дела ни одного из [других] преследуемых по делу "ЮКОСа" не выдали ни из одной страны".
Однако по мнению прокурора Владимира Ведерникова, все обстояло совершенно не так. Напомнив, что в своем постановлении председатель ВС указал на необходимость проверить сведения о возможном осуждении Ходорковского и Лебедева повторно за одно и то же преступление, Ведерников заявил, что "никаких нарушений Хамовнический райсуд не допустил и двойного вменения нет". Однако сроки, по мнению прокурора, должны быть снижены. "Окончательно назначить 11 лет три месяца лишения свободы каждому" — заявил Ведерников, — при этом все иные доводы надзорных жалоб об отсутствии события преступления, нарушениях УПК и других, ранее уже изучались и "Оснований повторяться я не усматриваю", — подытожил прокурор.
Судьи объявили, что остаются на совещание, и для вынесения решения им потребовалось больше двух часов. Затем, собрав всех в зал, они огласили: надзорную жалобу удовлетворить частично, а приговор изменить, исключив излишне вмененные денежные средства(как легализованные) и переквалифицировав деяния в связи с изменениями в законодательстве и др. Срок отбывания наказания Ходорковскому и Лебедеву составил таким образом 11 лет лишения свободы. Что на три месяца меньше, чем просил прокурор.
***
Экс-глава НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев были приговорены Хамовническим судом Москвы к 14 годам колонии за хищение нефти и "отмывание" денег по п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 160 УК РФ (в редакции Федерального закона № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.) и по ч. 3 ст. 174.1 УК РФ в декабре 2010 года — это был второй раунд их уголовного преследования. В мае 2011 года Мосгорсуд на один год снизил им срок заключения.
В 2012 году у Лебедева появился шанс выйти на свободу уже в 2013 году. Вельский районный суд сократил ему время пребывания в колонии еще на три года и четыре месяца, мотивировав свое решение изменениями в законодательстве, смягчившими ответственность по ст. 174.1 УК РФ. Однако при повторном рассмотрении дела в Вельском районном суде 1 ноября 2012 года срок был сокращен на 3 года, а 14 декабря Архангельский областной суд по представлению прокуратуры отправил дело на перепросмотр.