ПРАВО.ru
Репортаж
9 января 2013, 22:03

Дело Ольги Александриной отправлено на доработку

Дело Ольги Александриной отправлено на доработку
Фото с сайта www.k2kapital.com

Дело о ДТП на Ленинском проспекте, в котором после столкновения с машиной вице-президнета "ЛУКойла" Анатолия Баркова погибли две женщины, вернулось в прокуратуру. Представители погибшей Ольги Александриной, которые раньше безуспешно настаивали на этом, неожиданно получили поддержку и со стороны прокуратуры, и со стороны защиты Баркова. Гагаринский районный суд 9 января начал, а в итоге и закончил рассмотрение дела по существу.

В начале заседания отец обвиняемой Сергей Александрин заявил ходатайство об отводе судьи Ольги Зельдиной и передал слово своему адвокату Игорю Трунову. Тот зачитал текст заявления об отводе. Как считает защита обвиняемой, в данном случае судья пытается рассмотреть уголовное дело притом, что отсутствует законодательство — в частности, пока что не приняты поправки в УПК, определяющие статус представителя погибшего обвиняемого, и тем самым нарушает закон.

- Получается, что во время предварительного слушания судья Зельдина разъясняла несуществующему процессуальному лицу несуществующие права. Мы уже заявляли ходатайство об отложении процесса до принятия необходимых поправок, однако оно было отклонено. Поэтому имеет место произвольное неправомерное толкование статуса участников процесса.

- Автор отвода, поясните, что значит заявленное вами публично "председательствующая судья Зельдина разъясняла несуществующему лицу несуществующие права". Каким образом это происходило? — холодно спросила судья.

- Я изложил письменно, что считал нужным. Могу еще раз прочитать.

- Не надо мне ничего читать. Чтобы разрешить отвод, суду необходимо понять доводы. Какие действия вы так называете? — отчеканила судья.

 — Нет такого процессуального лица, как представитель погибшего обвиняемого. Поэтому вы нарушаете права Сергея Александрина, даже зачитывая ему их. В частности, предупреждаете об уголовной ответственности в случае дачи заведомо ложных показаний, — пояснил Трунов.

- Мы уже  заявляли ходатайство о том, чтобы отложить рассмотрение дела до принятия рекомендованных Конституционным судом поправок в УПК, которые помогут нашему процессу перейти в правовое поле. Сейчас же это не суд, а репетиция. Тем не менее наше ходатайство тогда было отклонено. Видимо, суд хочет придать ускоренный темп рассмотрению уголовного дела, — добавила адвокат Людмила Айвар.

Адвокат Баркова Гари Мирзоян возражал против отвода судьи.

- Значит, они должны и друг другу заявить все отвод. И мне. Так не пойдет. Они пытаются затянуть процесс, — предположил Мирзоян.

Заявления об отводе председательствующей судьи Зельдиной было отклонено — как "противоречащее здравому смыслу".

Неожиданным для всех оказалось ходатайство от прокуроров — о возвращении дела в прокуратуру для уточнения формулировок.

Адвокат Трунов еще на предварительном заседании, которое состоялось 24 декабря, пытался передать дело обратно в прокуратуру, поскольку "названия процессуальных документов, предоставленных прокуратурой, на основании которых дело поступило в суд, не соответствуют УПК".

- Необходимо их отправить на доработку для устранения неточностей. Например, есть процессуальный документ, который называется "постановление о направлении дела в суд". А закон регламентирует обвинительное заключение. Это серьезное основание, — объяснял Трунов.

Однако тогда судья ходатайство отклонила, да и сами прокуроры не были с ним согласны. Сейчас же прокуроры по сути повторили ходатайство адвокатов Александриной и были услышаны судьей: после сорокаминутного перерыва Ольга Зельдина объявила об удовлетворении ходатайства.

- Конечно, мы рады такому повороту событий — хотя бы все будет по закону. Пока что для нас важно добиться именно этого, — прокомментировала Айвар.

- Да я тоже рад, все правильно, надо придать делу законный статус, — вдруг заявил Мирзоян, который раньше возражал против такого поворота событий.

Когда дело рассмотрит прокуратура, пока неясно. Более того, как предположила Айвар, его могут передать потом следователю на доработку.

ДТП с участием Citroën Александриной и Merсedes Баркова произошло 25 февраля 2010 года на Ленинском проспекте. Citroën Александриной, в котором она ехала вместе со своей свекровью, известным врачом-акушером Верой Сидельниковой, двигался в сторону области, и, несмотря на пробку, образовавшуюся в направлении центра, лоб в лоб столкнулся с Merсedes компании "ЛУКойл", где сидели Барков, его водитель и охранник. Александрина и Сидельникова скончались, никто из находившихся в лимузине Баркова серьезно не пострадал.

Виновной в аварии была признана Александрина, но уголовное дело прекратили в связи с ее гибелью. Родственники Александриной, которые считают, что она невиновна, через суды добились возобновления расследования. Сначала Конституционный суд по жалобе отца Александриной Сергея вынес постановление, в котором нормы УПК, позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации, признаны не соответствующими основному закону. А затем и президиум Верховного суда РФ признал незаконным прекращение расследования, отменив судебные акты Тверского суда Москвы и Мосгорсуда.