Студент-первокурсник из Новосибирска нашел в судебной практике случаи, когда водителей, отказавшихся покинуть автомобиль по требованию сотрудников ДПС, штрафовали, и приехал в ВС РФ оспаривать норму, по которой полицейские "вправе предложить" гражданину выйти из-за руля. Но оказалось, что этих судей успели поправить коллеги, и требования заявителя были отклонены.
Николай Басманов оспаривал сегодня в Верховном суде РФ положение Административного регламента ДПС (утвержден приказом МВД №185 от 2 марта 2009 года), в которой описываются случаи, когда сотрудник службы "вправе предложить" участнику дорожного движения выйти из транспортного средства. Недействительным, по его мнению, следовало признать, пп. "а" абз.6 п.70 регламента, в котором говорится, что такая возможность у полицейского есть, в частности, в тех случаях, когда "когда требуется участие [водителя] в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции".
- А чем вам норма мешает? Cталкивались с ее неправильным толкованием? – поинтересовался у заявителя председательствующий Владимир Зайцев.
- Нет, но сама вероятность нарушает мои права.
- Вы полагаете, что если вам предложат выйти, а вы откажетесь, то по смыслу оспариваемого пункта вас могут привлечь к административной ответственности? – пытался разобраться в вопросе Зайцев.
- Формулировка "вправе предложить" неопределенна и допускает разные толкования, а с учетом практики, данная норма трактуется судами однозначно – они усматривают обязанность водителя выйти и выполнить требование сотрудников ГИБДД, — пояснил Басманов. А затем напомнил, что в своем заявлении он привел несколько решений судов о привлечении к административной ответственности водителей, которые не выполнили подобные требования сотрудника ДПС.
Позднее оказалось, что у представителей МВД были аргументы против этого довода, но почему-то сначала оппоненты и судья решили выяснить мотивы Басманова, заставившие его обратиться в суд.
- Вы не сталкивались с ситуацией, почему вас заинтересовала эта тема? – спросила прокурор Лариса Масалова. – Путь вы такой длинный проделали из Новосибирска…
Как оказалось, в Москве Басманов случайно, а спорную норму нашел, просто изучая регламент. Этот ответ, по-видимому, навел судью Зайцева на определенные мысли, и последовал вопрос, прозвучавший почти как обвинение:
- Где учитесь? Тема диплома какая?
Не исключено, что услышав о Новосибирске, судья вспомнил, что в этом же городе проживает Виталий Черных, буквально закидавший Верховный суд заявлениями, касающимися управления транспортными средствами. Всего их от него в ВС поступило более тридцати заявлений, и судья Александр Федин, рассматривавший одно из таких дел, предположил как-то, что Черных "использует суд для написания кандидатской или докторской". Однако если в случае Черных наверняка узнать это не удалось он на заседания не приезжает, то с Басмановым Зайцев оказался близко к истине. Заявитель учится в Новосибирском юридическом университете, но до диплома ему далеко – пока он на первом курсе.
И только после того, как все эти биографические подробности выяснились, слово получили представители МВД, которые просили отказать Басманову в удовлетворении его требований. "Норма не содержит требований, и сам по себе отказ от выхода из машины не образует состав административного правонарушения. Это может случиться, если выход сопряжен с другими законными требованиями сотрудника ДПС, например открыть багажник при наличии ориентировки", — сказал Дмитрий Митрошин. А Андрей Клименко добавил еще один аргумент: "Мы проанализировали так называемую приложенную практику. Оба постановления мировых судей отменены вышестоящей инстанцией. А судьи райсудов говорят о том, что сотрудник ДПС только "вправе предложить", а отказ пройти в патрульную машину не образует состава правонарушения".
- Желаете посмотреть? – обратился Зайцев к Басманову.
- Нет.
- Поленились поискать, значит…
Представитель Минюста тоже не нашла в спорной норме ничего предосудительного и поддержала просьбу отказать заявителю, того же мнения был и представитель правительства. От прений стороны отказались, а на вынесение решения судье потребовалось минут десять – в удовлетворении требований Басманова отказано.
Сам заявитель попытался продемонстрировать, что польза от его обращения все же есть. "На местах гаишники вытаскивают людей из машин, сказал он после заседания. [А теперь] гаишники задумаются, когда увидят [акт Верховного суда]".