Очевидец убийства бывшего полковника Юрия Буданова сказал, что стрелял рыжий, невысокий человек крепкого телосложения, который абсолютно не похож на обвиняемого Юсупа Темерханова – высокого, худого и черноволосого. Гособвинитель тут же заявила, что свидетель подкуплен адвокатами. Несколько заседателей в ответ радостно хихикнули, но судья Андрей Коротков попросил коллегию игнорировать эту информацию. А вскоре пообещал, что процесс закончится до мая. Сегодня Темерханов успел раскрыть свое алиби, а адвокат Мусаев сообщил, что приведет свидетелей.
Юсуп-Хаджи Хизриевич Темерханов, уроженец Чеченской республики, как утверждает гособвинение, застрелил 10 июня 2011 года бывшего полковника Юрия Буданова (обвинение предъявлено по ч.2 ст.105 УК — убийство по мотиву ненависти и вражды в отношении социальной группы, и ч.1 ст.222 УК — незаконный оборот оружия). Суд над Темерхановым идет с коллегией присяжных.
По версии обвинения, Темерханов убил Буданова как "яркого представителя социальной группы военнослужащих", которую возненавидел после убийства его отца в 2000 году. Буданов в том преступлении не участвовал, но стал известен после того, как убил в 2000 году чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву, за что был осужден и сидел до 2009 года, когда вышел по УДО.
На судебном заседании в понедельник закончился допрос подсудимого. Темерханов заявил, что не был в магазинах "Азбука вкуса" и "Спортмастер" (чеки из которых были найдены в полусгоревшем Mitsubishi Lancer, обнаруженном недалеко от места преступления, — прим. "Право.Ru") и "понятия не имеет", кто на видеозаписях с камер наблюдения этих магазинов.
-А как эти чеки оказались в автомобиле, где следствие обнаружило ваши отпечатки и следы ДНК? — спросила прокурор Мария Семененко.
- А я могу объяснить, почему там обнаружены отпечатки, но судья мне не разрешит. Я бы объяснил и откуда у меня в квартире синяя толстовка Demix и белая футболка с надписью Fire and Ice (эти вещи также являются доказательствами по делу, — прим. "Право.Ru"), но и об этом мне судья не позволит сказать, — заявил Темерханов, напоминая, что предедательствующий Коротков запретил во время суда присяжных говорить о пытках и подтасовках со стороны следственных органов.
- Вы оставляли в этом автомобиле хлопчатобумажные перчатки? — задал вопрос представитель потерпевшей стороны адвокат Игорь Замахаев.
- Нет. Но кто это сделал, я боюсь, мне опять-таки нельзя говорить.
Темерханов еще раз для прокурора объяснил свое общение с Джамалом Парагульговым, который в мае 2011 года купил угнанный автомобиль (его и использовал киллер, по версии обвинения, — прим. "Право.Ru").
- Познакомились мы с ним несколько лет назад на свадьбе земляка, но постоянно не контактировали. 6 мая у меня день рождения, вот он и начал с мая [2011] мне звонить, видимо, — пояснил обвиняемый детализацию телефонных соединений. — До этого я сильно болел, у меня было двустороннее воспаление легких, мне в январе делали операцию, поэтому тогда и не созванивались.
- А почему 16 мая (день покупки "Лансера", — "Право.Ru"), вы с ним разговаривали по телефону 12 раз? — поинтересовалась прокурор.
- Как раз тогда он нашел покупателя для меня — у меня был завод по изготовлению деревянного бруса. По таким делам можно 100 раз созваниваться, — сказал Темерханов. — С 28 мая по 6 июля разговоров с Парагульговым не было, поскольку он считал, что я уехал лечиться.
- А зачем вам светокопия его паспорта (она была найдена в ходе обыска в квартире подсудимого в Москве на улице Пырьева, — "Право.Ru")?
– Я был удивлен, когда ее обнаружили, не помню откуда она у меня.
- Посещали ли вы тир на Можайском шоссе? — прокурор напомнила о показаниях тренера по стрельбе, который узнал в Темерханове одного из клиентов.
- Я там жил на даче, а поблизости не было ресторана. О том, что там же и тир, я узнал позже, пару раз с друзьями стреляли. Пистолета я не помню, не разбираюсь в оружии, — сказал подсудимый.
После того, как у Темерханова зимой 2010-2011 года было воспаление легких и он несколько месяцев пролежал дома, у него обострилась "спинная грыжа", пришлось обратиться к мануальному терапевту.
- После того, как я возвратился из Чечни, куда ездил на пару дней, 6 июня, мне стало совсем худо. Я с трудом ходил, и мой друг Сулейман мне помог — его племянник меня начал возить на машине в Подмосковье на процедуры к доктору. Когда я бывал там, то отключал телефон. Перед отъездом в Крым, 10 июня, я специально еще раз заехал ко врачу. Поэтому оба номера не работали с 8-ми утра до 14-ти дня, как показывает детализация, — заявил Темерханов. Впрочем, направления он вспомнить не смог, отметил лишь, что ехать туда надо было два-три часа.
Адвокат Мурад Мусаев сказал, что вызовет в качестве свидетелей племянника, друга Сулеймана и врача-мануальщика.
- Также у меня есть информация, что 4 или 5 мая прилетает Джамал Парагульгов — суду, скорее всего, будет интересно его допросить, — предположил Мусаев.
- Ну уж нет, до мая мы закончим процесс, даже на этой неделе, — пообещал судья Коротков. — То, что Парагульгов явится сюда в суд – это фантасмагория. Я думаю, им больше интересуется следствие.
- Что-то я сомневаюсь. Если бы им интересовалось следствие, то не просто бы выписало зимой постановление о приводе в качестве свидетеля, — возразил Мусаев.
На нынешнее же заседание он позвал очевидца Руслана Фаталиева.
Он ремонтировал помещение архива в нотариальной конторе, в которую Буданов приехал в день убийства с женой.
- 10 июня 2011 года в предобеденное время мы [с коллегами] пошли за водой в саму контору и услышали хлопки от выстрелов. Выбегаем на улицу. Я увидел, как какой-то парень садится в белую машину и уезжает. Наблюдал я это метров с 15-ти. Роста он был моего — у меня 178 см, — в бейсболке, светло-рыжие волосы, спортивного телосложения. Он сел на водительское место, кроме него никого в машине не было. Внешность у него была кавказская — поскольку я сам с Кавказа, лезгин, то могу сказать, что это был по-любому чеченец. Глаза у него, скорее всего, были светлые. На подсудимого он абсолютно не похож, никогда бы его не сравнил.
- И снова здравствуйте! — скептически отозвалась прокурор (такие же показания Фаталиев давал предыдущей коллегии присяжных, которая была распущена, — "Право.Ru"). — А номер машины запомнили? Во что был одет водитель?
- Сейчас уже не помню, вроде там были цифры "068". Светлая футболка, на голове белая с полосками бейсболка.
- И глаза прямо разглядели? И все это за 15 000 рублей! — торжествующе обернулась Семененко к присяжным. Некоторые широко улыбнулись. Кто-то хихикнул. Судья Коротков молчал.
- Ваша честь, вы когда-нибудь избавите нас от этого балагана? О чем говорит гособвинение? По какому праву? Почему вы не реагируете — вы в этом блефе на стороне гособвинения? Мы не платим свидетелям! Все ваши свидетели ранее описывали убийцу именно так — это есть в протоколах, а с какого-то момента их показания резко поменялись, - адвокат Мусаев был возмущен. Во время этой тирады судья успел сделать адвокату два предупреждения, а заседателям пояснил, чтобы те не принимали во внимание ни споры сторон, ни слова гособвинителя. Коллегию удалили.
- В этом зале совершается преступление, прокурор покрывает сфальсифицированные доказательства следствия. Даже представитель Следственного комитета Владимир Маркин изначально заявлял, что убийца славянской внешности. Только осенью 2011 года стали, как грибы, вырастать анонимные свидетели, которые вдруг узнали в моем подзащитном убийцу. Давайте при присяжных поставим точки над "i" в этой истории профанации под названием "подкуп свидетелей"! — продолжал Мусаев.
- Имейте в виду, вы таким образом выйдете за пределы той информации, которая нужна присяжным и вынесенный ими вердикт может потребовать отмены, — заявил судья.
Присяжные вернулись. Допрос продолжился.
- Вы заявляли ранее, что видели нижнюю часть лица водителя. Как же вы в нижней части лица разглядели глаза? — иронически спросила прокурор, вызвав опять смех у присяжных.
Фаталиев заявил, что цвет глаз он предположил по типу внешности.
- Вас пытали сотрудники милиции? — включился в разговор Темерханов. — Вас и Евтухова?
Судья сделал предупреждение. Прокурор заливисто рассмеялась. Присяжные еще раз улыбнулись и по просьбе председательствующего удалились. Адвокат и прокурор еще поспорили, каких свидетелей можно вызывать, и судья отложил заседание на следующий день.