Большинство свидетелей обвинения в деле семьи Лопуховых, раздававшей в сети торрент-файлы, не помнили толком, что говорили следствию, поэтому в суде зачитывались их прежние показания. Сами же они рассказали, что искали в переписке Лопуховых в ICQ названия фильмов по списку следователей и подтверждали, что "компьютер это компьютер". Другие — что через них обналичивались деньги. А третьи — что скачивали фильмы с трекера. При этом один из свидетелей заявил о давлении на него следователя, который требовал дать показания на Надежду Лопухову и угрожал закрыть бизнес.
Следователи, передавшие в суд 50 томов материалов на Андрея и Надежду Лопуховых, обвиняют семью в том, что они в 2007-2008 годах выложили в сеть через сайты "interfilm.ru" и "puz-karapuz.ru" около 30 фильмов в виде торрент-файлов. И брали деньги за скачивание. За это Лопуховым по ст.146 ч.3 (нарушение авторских и смежных прав) грозит до шести лет лишения свободы. Супруги свою вину не признают.
Последнее заседание было в пятницу, как раз когда Госдума приняла в первом чтении закон о блокировке интернет-сайтов, распространяющих пиратский контент. Но на фоне повышенного внимания к авторским правам в Тимирязевский районный суд ходят все меньше и меньше представителей потерпевших. Прилежно участвуют в заседаниях лишь сотрудники Российской антипиратской организации (РАПО), которые защищают интересы американских правообладателей. Кроме них на заседании был представитель ЗАО "За тридцать" адвокат Юрий Карчуганов - компания обладает эксклюзивными правами на фильм Тимура Бекмамбетова "Ирония судьбы. Продолжение". Впрочем, потерпевшие были немногословны и обычно оставляли вопросы "на усмотрение суда".
В начале заседания адвокат семьи Лопуховых Саркис Дарбинян попытался ходатайством исключить из числа потерпевших компанию "Парадайз". Она, по его словам, оказалась не лицензиатом, а лицензиаром, не имеет права распространять фильмы через интернет и, соответственно, не могла пострадать от торрент-раздачи фильмов "Предчувствие" и "Мгновения жизни". Однако оказалось, что договор "Парадайз", который изучил адвокат, в материалах дела отсутствует, и уменьшить количество потерпевших не удалось.
Компьютеры, ноутбуки и переписка в ICQ
У одного из свидетелей, Руслана Ишмаметова, который участвовал в обыске (в июле 2009 года, — "Право.Ru") в качестве эксперта по технике, адвокат Дарбинян долго пытался разузнать, каковы были экспертные функции.
- Я учился на курсах переквалификации в ГУУ, посвященных интернету, и к нам на факультет пришел человек от организации, которая защищает авторские права. Он сказал, что нужен эксперт. Я согласился и взял с собой друга Сергея Сошнева. В квартире [Лопуховых, где проходил обыск] мы должны были зафиксировать, что, например, данное оборудование является ноутбуком, данное – флешкой, это – cd-диски, — рассказывал Ишмаметов.
- Для этого нужно специальное образование, чтобы компьютер назвать компьютером? — удивился адвокат. – А какое-либо программное обеспечение вы осматривали?
Выяснилось, что на тот момент у Ишмаметова не было диплома о техническом образовании, лишь о гуманитарном, хотя приглашавший на обыск пояснял, что нужны подтвержденные технические навыки.
Задачей Ишмаметова и Сошнева было записать идентификационную информацию об изымаемой у Лопуховых технике – серийные номера, названия, емкость памяти. Затем, как пояснил Ишмаметов, их вызвали в "центральный офис МВД", там надо было уже смотреть содержащуюся в носителях информацию.
- Мы осматривали два ноутбука и один компьютер. Распечатывали переписку из ICQ, искали контакты. У нас был список фильмов, которые нужно было найти в переписке. Работу с другими программами не помню, — сказал свидетель.
Его друг Сошнев (он давал показания на заседании чуть позже, — "Право.Ru"), у которого также в тот момент не было диплома, однако был 15-летний стаж работы программистом, вспомнил, что на один из компьютеров уже в МВД пришлось ставить дополнительную программу – для модема.
- Что же, у следователей не было интернета? – изумился адвокат и получил утвердительный ответ.
Сошнев и Ишмаметов по просьбе Лопухова подтвердили, что в момент обыска маленькому ребенку нужно были идти в сад, но следователи какое-то время Надежду с ним не отпускали. Ишмаметов вспомнил, что в самой квартире присутствовали помимо следователей минимум двое понятых.
- А есть ли способ изменить архив логов ICQ? – поинтересовался адвокат.
- Теоретически такое можно в блокноте, но мы с коллегой не изменяли, — заявил Ишмаметов. Сошнев был солидарен.
У эксперта Сергея Грибкова подтверждение технического образования было – диплом инженера. Он вспомнил, что следователи искали в компьютерах видеоматериалы. Но что конкретно нашли, сейчас ему вспомнить не удалось, пришлось оглашать показания, данные на предварительном следствии. Выяснилось, что в компьютерах были найдены базы данных с сайтов interfilm и puz-karapuz, скриншоты, файлы с фильмами.
Деньги реальные и виртуальные
Олег Покровский, сотрудничавший в 2007-2008 годах с компанией, которая производила обмен электронных денег одного типа на другой (например, переводила средства из Яндекс-денег в WebMoney, — "Право.Ru" ), объяснил, как можно было тогда завести электронный кошелек.
- Особых требований, кроме адреса электронной почты, тогда не было. Мы, оказывая услуги, у себя людей не регистрировали. За день к нам обращалось порядка 10 000 клиентов, — говорил Покровский.
Адвокат Дарбинян поинтересовался, можно ли указать при регистрации чужую электронную почту, а также могут ли заходить разные клиенты с одного IP. Покровский сказал, что да. Поскольку он, как и остальные свидетели, уже успел позабыть детали, его показания следствию также были оглашены. Оказалось, тогда он подтвердил, что клиент nadezhda1983@gmail.com осуществляла несколько раз обмен Яндекс-денег на WebMoney. Суммы были небольшие – до 6000 руб. Когда Покровского уже отпустили, Лопухов заметил, что адрес указан в некоторых документах как nadezhda1983@gmail.ru. Но догнать свидетеля, чтобы он объяснил этот момент, приставу не удалось.
- Дело-то хоть какое? – скептически с порога спросил свидетель Максим Баранников, чья компания занималась обменом денег с электронных кошельков на реальные и пополнением счетов.
– Лопуховых, — объяснила судья Мария Аканова. Баранников помотал головой, мол, не знаю ничего. Как выяснилось, их компания уже раньше передала все материалы следователю, в том числе и с паспортными данными клиентов. Свидетеля, который фамилию подсудимых так и не вспомнил, отпустили.
Работающий с денежными операциями в интернете свидетель Александр Уватенко Лопухову, которая, судя по материалам обвинения, приходила к нему с паспортом снимать деньги, не опознал. И сделал даже предположение, что кто-то использовал поддельные документы на имя Надежды.
- Не могу гарантировать на 100%, а также не являюсь экспертом по паспортам, но могу сопоставить лицо этой женщины [Надежды Лопуховой] в суде и лицо клиентки. Но я могу не помнить.
- Но при этом следователь пишет, что вы сверяли человека с фотографией в паспорте, — заметила прокурор.
- Не помню, чтобы такое говорил, следователь возможно дописал все эти юридические тонкости, — предположил свидетель.
- То есть он написал то, чего не было? Но под протоколом же стоит ваша подпись! – удивилась прокурор. Уватенко объяснил, что, видимо, в тот момент решил, что так надо.
- Может, давило на вас следствие? – спросил адвокат.
- Да, раньше меня об этом не спрашивали. Мой бизнес только начал развиваться, и мне сказали следователи: "Если не будешь сотрудничать, то закроем тебе твои электронные кошельки и будешь военным пенсионером". По почкам, конечно, никто не бил, но бизнес обещали закрыть, — заявил Уватенко.
- Что значит вам закроют бизнес? Вы помните о том, что предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний? У вас есть и было право обратиться в те или иные органы с заявлением о давлении. Вы обращались? – спросила судья.
- Я боялся. Меня отпустили тогда, камень свалился с души, и я ушел, — ответил свидетель. Судья Аканова, когда Уватенко уходил из зала, предупредила, что может выделить его дело в отдельное производство и привлечь к уголовной ответственности.
А денежные средства за что платили?
Под конец заседания несколько человек рассказали, как они пользовались одним из сайтов, за сотрудничество с которыми теперь судят чету Лопуховых.
Павел Баканчев регистрировался на сайте interfilm и скачал оттуда несколько фильмов – "12 друзей Оушена", "Трансформеры", "Хитман".
- Деньги я никуда не перечислял, да и пользовался я [сайтом] месяца два. Потом потерялся пароль, сломался компьютер, мне стало неинтересно, — сообщил Баканчев. По просьбе адвоката Дарбиняна, он уточнил, что на сайте размещались торренты, а не сами фильмы.
- А была ли возможность, например, за деньги улучшить скорость скачивания? – спросил Сергей Кружалов из РАПО.
– Не помню, если бы предлагали, увеличить скорость не получилось бы. У меня был интернет тогда через модем, — ответил Баканчев.
Свидетель Игорь Ткачев посетовал, что его вызвали на допрос за то, что он отправил один-единственный раз sms на сайт interfilm.ru.
- Через сообщение были сняты деньги – для поднятия "рейтинга" в торрент-клиенте. Чтобы он был положительный. Вообще же, деньги было класть не обязательно, просто оставлять программу включенной и раздавать фильмы, но в какой-то момент мне это было неудобно. Если человек скачал файл, использовал и удалил, тогда соотношение скачанного и отданного меняется и рейтинг падает. На сайте были не только фильмы, но и телепередачи, которые я и скачивал, — пояснил он.
А свидетель Сергей Белов просто в какой-то момент оплатил через электронные деньги рекламу на сайте puz-karapuz.ru.
- У нас был бизнес – мы покупали на разных сайтах, по желанию клиента, места, и размещали там их рекламу. До этого проверяли, чтобы сайт не содержал порнографических или экстремистских материалов.
Евгений Карпов, как выяснило следствие, зарегистрировался на interfilm.ru, и перевел им $15 через WebMoney. Но он сказал, что оттуда ничего не скачивал. По его воспоминаниям, бесплатно фильмы оттуда можно было скачивать.
- А денежные средства за что платили? – удивилась судья.
- За информацию, видимо… — растерялся свидетель.
- То есть подарили деньги, — уточнила прокурор.
- Я много чего оплачивал в интернете тогда, не помню, — сообщил свидетель, и его отпустили.
Свидетель Евгений Пилипенко оплачивал скачивание фильмов с interfilm.ru через sms.
- Я там повышал свой рейтинг. Являюсь большим киноманом, и фильмы просматривал частично, для ознакомления, чтобы понять, покупать ли их у официального дистрибьютера. Фильмы на данном ресурсе выкладывались не в очень хорошем качестве, и меня, искушенного в кино, такая продукция не удовлетворяла, — обстоятельно пояснил Пилипенко.
Лопуховым надо было спешить к детям, и на этом заседание закончилось. Следующее назначено на 24 июня.