В Мосгорсуде на "процессе двенадцати" опять показали в основном видеозаписи, на которых запечатлены омоновцы, 6 мая 2012 года жестко разгоняющие оппозиционных демонстрантов. Прокуроры, правда, заявляют, что на представленных в суд записях "совсем не то", но что именно — не уточняют. Реакция у публики соответствующая: много возмущенных замечаний и аплодисменты в поддержку подсудимых. В итоге из зала заседаний вчера удалили как никогда много слушателей.
- Я не уважаю суд, — заявил один из посетителей, когда пристав попросил его подняться с места под слова "Встать! Суд идет!" Пристав походил вокруг, посмотрел на невежливого мужчину, но выводить не стал. Так началось вчера в Мосгорсуде очередное заседание по "делу двенадцати" участников антипутинской акции "Марш миллионов" 6 мая 2012 года, которая закончилась столкновениями с полицией.
Подсудимых наконец-то рассадили из одного "аквариума" в два – по пять человек. Еще двое – Александра Наумова (девичья фамилия Духанина, ч.2 ст.212 УК, участие в массовых беспорядках, до восьми лет лишения свободы, ч.1 ст.318 УК насилие в отношении представителя власти, до пяти лет лишения свободы) и Мария Баронова (ч.3 ст.212 УК, призыв к массовым беспорядкам, до двух лет лишения свободы) — сидят вместе с адвокатами.
Обвинение продолжает представлять свои доказательства — видеозаписи с акции на Болотной площади. Первую вчера долго не удавалось загрузить, и подсудимый Николай Кавказский (ч.2 ст.212 УК) поинтересовался, что это за видеофайл показывает прокуратура. И получил замечание от судьи.
Наконец на трех экранах появилось изображение, и после нескольких кадров общего плана, сопровождавшихся криками демонстрантов "позор!", участники процесса увидели сотрудников полиции. Они давили толпу решетками и размахивали дубинками. Манифестанты в ответ кричали "это наш город!", "Путин – вор!", а "полицейские – фашисты". Омоновцы тянули людей за волосы в автозаки, волочили по земле. Им тоже доставалось: на одном из кадров был полицейский с перевязанной головой.
- Если бы я посмотрела такой фильм, то немедленно уволилась из полиции, — громко повторяла дама из задних рядов.
Вдруг запись стала воспроизводиться под жесткую музыку.
– Как в Египте, — прокомментировал кто-то из зала.
Сергей Бадамшин, адвокат Бароновой, предложил обратить внимание на полицейскую "Газель", которая блокировала проход для участников марша к месту митинга, а затем заметил, что протокол осмотра видео (был оглашен ранее) "не соответствует тому, что мы видим". Следователь, составлявший этот документ, написал в нем, что участники "Марша миллионов" кидались камнями в полицию, а действия силовиков не были агрессивными. Но Наталья Никишина, глава Замоскворецкого райсуда Москвы, председательствующая на процессе, заметила, что это оценка доказательств, а она недопустима на этапе их представления, и Бадамшин ограничился комментарием: на видео много фактов жестокого обращения полицейских с митингующими.
В свою очередь адвокат подсудимых Владимира Акименкова (ч.2 ст.212 УК) и Ярослава Белоусова (ч.2 ст.212 и ч.1 ст.318 УК) Дмитрий Аграновский указал на то, что видеофайлы (кадры были нарезаны и смонтированы) не подписаны и неизвестно их происхождение. Ему судья также ответила, что оценки несвоевременны. А адвокат Белоусова Екатерина Горяйнова обратила внимание, что многие участники акции просили ОМОН остановиться.
Сергею Кривову (ч.2 ст.212 УК и ч.1 ст.318 УК) судья тоже не позволила оценить доказательства: он говорил о том, что в записях много склеек. Тогда подсудимый стал комментировать действия ОМОНа на видео. "Бросают шашку, бьют дубинками, — говорил он, а затем перешел к общим оценкам: — Какие массовые беспорядки? На записях нет массовых бросков предметов!" Тут Никишина его остановила, а когда зал захлопал, то попросила покинуть заседание слушателей сразу из нескольких рядов. Те возмущались. Одну девушку приставы повезли на выход вместе со скамейкой.
– Веселого продолжения спектакля! – крикнула она.
Адвокат Кривова Владислав Макаров тоже комментировал действия полиции. "Омоновцы бьют граждан, работают, избивая граждан в рассеченной толпе. Жесткие задержания, — перечислял он. Но когда заготовил о монтаже записи, судья его остановила.
Прокурор подивилась тому, что видят адвокаты. На записях "совсем не то", считает гособвиение, но что именно – не уточняет. Затем прокурор попробовала задать вопрос подсудимым, узнают ли они себя, но судья его сняла. Возможно, Никишина вспомнила, что на предыдущем заседании интересовалась тем же, а адвокат Вадим Клювгант ответил ей, что до допроса подсудимых процесс еще не дошел.
Следующее видео началось с задержания человека с плакатом. "Мы придем еще! Не забудем, не простим!", — скандирует толпа. Людей скручивали, опять тащили по земле волоком. За ОМОНом бежала пожилая женщина с криками "за что?!"
- Надоело это заседание тупое! – не выдержал молодой человек из числа публики, и его вывели из зала. А на экране люди сменили крики "фашисты!" на "ура!" и куда-то целеустремленно побежали.
Некоторые записи были буквально по несколько секунд. Одна, например, содержала изображение людей с радужным флагом ЛГБТ-активистов и крик "чего ты человека бьешь ногой по голове?!"
- Мы впервые можем видеть, как проходили задержания, как волокут людей по земле. Когда полиция вытесняет людей к метро на улице Полянка, были созданы все условия для массовых беспорядков, народ был разозлен, но беспорядков не произошло, — сказал защитник Лев Пономарев. Судья его прервала судья. Его слова, по ее мнению, не относились к делу.
Адвокат Наумовой Дмитрий Дубровин солидаризировался с Пономаревым. Он увидел "необоснованное и жестокое использование ОМОНом спецсредств, насилие над гражданами". А вот симметричной реакции митигнующих, по его мнению, не было. "Граждане скандируют "фашисты!" в ответ на жестокие действия полиции. Никаких летящих в их сторону камней мы не наблюдаем", — сказал он.
Снова решивший выступить Кривов тоже обратил внимание на действия полицейских: один из них бросил файер обратно в толпу, а другой задерживает спокойно стоящего человека. Адвокат Аграновский же повторил, что в суд представлены не оригиналы записей. "Не та стадия", — одернула его судья.
Затем участники процесса начали смотреть интервью присутствовавших на митинге. Депутат Илья Пономарев заявил, что стал свидетелем провокации полиции. Кто-то из участников говорил, будто все было "все тихо-спокойно", но митинг не состоялся, потому что "туда не пустили". А другой вспоминал, что для колонны митингующих ОМОН оставил пятиметровый проход. "Зачем нужно было провоцировать людей?", — задавался он вопросом. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, был уверен, что драку устроил ОМОН.
Еще на двух записях голосов не было. Человек с перевязанной головой тер глаз, а Сергея Удальцова с мегафоном сотрудники полиции уводили со сцены.
- А почему?! Это же митинг! – возмутилась женщина из зала. Возможно, ее негодование было вызвано тем, что организатору не дали выступить на санкционированном мититинге. На что судья Никишина заметила, что материала еще много, и объявила перерыв.