Госдума в ближайшие дни одобрит президентский законопроект, который не только ужесточит наказания для террористов, но и лишит их родственников и друзей имущества, легальное приобретение которого те подтвердить не смогут. Деньги должны пойти на компенсацию морального вреда потерпевшим от теракта или в доход государства, но предложенный механизм изъятия оказался настолько размытым, что в Госдуме заговорили об отмене презумпции невиновности.
В сентябре 2013 года президент Владимир Путин предложил Госдуме ужесточить наказания для террористов. В частности, за создание незаконного вооруженного отряда или его финансирование предлагается лишать свободы не от двух до семи лет, как сейчас, а от трех до 10 лет (ч.1 ст.208 УК). В два раза — до шести лет заключения увеличивается максимальное наказание за участие в такой незаконной группе, наказывать будут и тех, кто участвует в незаконной банде за рубежом, а ее действия противоречат интересам России (ч.2 ст.208 УК). В Уголовном кодексе должны появиться сразу три новые статьи: "Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности" (ст. 2053 — от пяти до 10 лет лишения свободы), "Организация террористического сообщества и участие в нем" и "Организация деятельности террористической организации и участие в ней" (ст.2054 и ст.2055 — за организацию 10-15 лет колонии, за участие — 5-10 лет заключения).
Самой спорной новеллой оказалась идея Путина возмещать пострадавшим в террористическом акте вред, в том числе моральный, за счет не только тех, кто его совершил, но и за счет средств их близких родственников. Расплачиваться за террориста, говорится в проекте, будут и те, кто состоит с ним в родстве (свойстве), и те, "чья жизнь, здоровье и благополучие дороги ему в силу сложившихся личных отношений".
Механизм компенсации вреда пострадавшим в законопроекте не описывается, зато изложено, как оно будет обращаться в доход государства. В казну пойдет не все имущество и сбережения близких террориста, а только то, что получено в результате террористической деятельности. ФСБ будет вправе истребовать информацию о происхождении имущества у его владельцев. "При отсутствии достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества" материалы будут направляться в прокуратуру, а та при согласии с версией оперативников сможет обращаться в суд с заявлением об обращении этого имущества в доход государства.
Именно механизм обращения имущества родственников террористов в доход государства вызвал недоумение у единоросса, зампредседателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна:
- Тогда происходит фактическая конфискация путем судебного решения. Мы фактически отменяем принцип презумпции невиновности. Если [человек] не может подтвердить законность приобретения картиры, еще не значит, что он ее приобрел именно на деньги от террористической деятельности", — говорил он, хотя в целом поддерживал идеологию законопроекта.
- Конфискации никакой нет. Конфискация в судебном порядке это все равно форма наказания, — возразил ему заместитель директора ФСБ Юрий Горбунов.
Затем он повторил "три условия" изъятия имущества: подтверждение в ходе оперативно-разыскных мероприятий информации о невозможности доказать происхождение имущества, согласие прокуратуры, судебное решение.
- То есть о нарушении принципа презумпции невиновнисти речь не идет, — резюмировал генерал.
- Не могу согласится с доводами. [Это происходит] не в случае получения достоверных сведений о незаконности происхождения имущества, а при отсутствии сведений о законности материалы направляются в прокуратуру, та обращается с заявлением в суд с заявлением об обращении в доход государства, — возмущался Хинштейн. — Это никак не связано с механизмом компенсации и доказывания.
Конец спору положила глава комитета, единоросска Ирина Яровая словами, что новелла дает возможность законным путем решить вопрос об изъятии в доход государства средств, которые были добыты в результате преступной террористической деятельности и переданы родственникам преступника.
- Никакой презумпции невиновности не нарушается, — подытожила она. — Вопрос о конфискации не стоит, стоит вопрос об изъятии средств. Судебная процедура и процедура участия прокуратуры обеспечивает как раз [защиту] законных прав и интересов всех сторон.
В результате комитет рекомендовал депутатам принять законопроект в первом чтении. Планируется, что рассматривать Госдума его будет 15 октября.
С текстом законопроекта № 347667-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства в сфере противодействия терроризму) можно ознакомиться здесь.