На процессе по делу двенадцати участников протестной акции "Марш Миллионов" допросили блогера, снимавшего митинг. Он рассказал, что не разделяет методов оппозиции и негативно относится к организаторам шествия. Навальный и другие лидеры протестующих, по его мнению, сдали подсудимых ради политической карьеры. При этом свидетель сам принес записи Следственному комитету по совету из центра "Э" МВД.
6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. Демонстранты винили в конфликте слишком плотное оцепление и провокаторов в масках, которым полиция не мешала, правоохранители утверждают, что дело в агрессии оппозиционных активистов, которые прорвали цепочку. Сейчас на скамье подсудимых 12 человек: Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Наумову и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в применении насилия в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).
Состоявшееся во вторник заседание в Никулинском суде началось с того, что защита подсудимого Ярослава Белоусова, находящегося под арестом, ходатайствовала об изменении ему меры пресечения. Его адвокат Дмитрий Аграновский заявил, что двухлетний сын Белоусова с диагнозом "киста шеи" недавно перенес операцию, в декабре ему предстоит еще одна, и сейчас он нуждается в уходе. Кроме того, у самого Белоусова, согласно справке из СИЗО, развилась вегетососудистая дистония.
Другой адвокат Белоусова Екатерина Горяйнова предоставила личные поручительства за Белоусова от декана политологического факультета МГУ и доцента юридических наук Марины Голоднюк с кафедры уголовного права и криминологии и актрисы Лии Ахеджаковой. Адвокат также добавила, что свидетели — ОМОНовцы, показания которых касаются Белоусова, уже были допрошены в суде. Судья – председатель Замоскворецкого суда Наталия Никишина - в ходатайстве отказала, сославшись на то, что за ребенком может ухаживать и жена Белоусова – студентка 5-го курса МГУ. Тем не менее, она приобщила медицинские документы к делу, и в этом защита увидела положительную тенденцию. Горяйнова рассказала "Право.Ru", что в сентябре жалобу на продление ареста Белоусову подал в президиум Мосгорсуда уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, а именно по его прошению раньше был освобожден из-под стражи подсудимый Николай Кавказский.
После этого приступили к допросу Ильи Пенезева, первого свидетеля обвинения "из народа". Он рассказал, что был на акции и снимал происходящее на камеру, а потом выложил записи в своем блоге и предоставил в Следственный комитет.
Вместе с митингующими он шел по улице Полянке, Малому Каменному мосту, дошел до сцены, где увидел, как пытались избить НТВ-шников. На месте "сидячей забастовки" он видел Сергея Удальцова, Алексея Навального и Илью Пономарева. По его словам, Удальцов сказал, что демонстранты не должны сходить с этого места, пока не снимут оцепление, он снял это на камеру и передал следователям. Через 30-40 минут, утверждал Пенезев, часть людей поднялась и стала "проталкиваться" от Малого Каменного моста в сторону Кремля.
- После прорыва полетели камни, толпой меня вынесло за оцепление, кого-то задерживали, кого-то нет. Я находился за оцеплением, а задерживали тех, кто был перед оцеплением.
Свидетель рассказал, что слышал на митинге "антиправительственные" лозунги: "Путин вор", "Мы здесь власть", "Полиция – фашисты". На уточняющий вопрос адвоката Николая Кавказского Вадима Клювганта, почему именно он счел таковыми эти фразы, Пезенев пояснил: "Называть президента страны вором, не имея доказательств – это антиправительственный лозунг".
Из всех подсудимых он узнал только Марию Баронову, хотя не уверен, что видел ее непосредственно на митинге, и Александру Наумову (Духанину), которую снимал на видео.
- Она [Наумова] подбежала к полиции, достала камень и бросила. Попала — не попала, я не видел, через какое-то время ее задержали. Заснял, как ее уже уводят сотрудники полиции. Потом еще заснял, как она кидает бутылку или что-то похожее на бутылку.
Потом эту запись Пенезев выложит на YouTube под заголовком "Милая девушка кидает камень в ОМОНовца".
По его словам, те, кто кидал камни, пытались скрыться в толпе, а в ответ набегала группа захвата. Впрочем, он успел снять и то, как полицейские применяли к задерживаемым дубинки.
На вопрос адвоката Марии Бароновой Дмитрия Бадамшина, с какой целью он пришел на мероприятие, свидетель ответил: "Мне было интересно со стороны узнать, что думают люди".
По его словам, после "Марша миллионов" его задерживали дважды – 7 и 8 мая.
- 8 мая был задержан на Чистых прудах вместе с протестующими местными алкоголиками. Был доставлен в отдел, там рассказал про свой блог. Через какое-то время мне позвонили из центра "Э". <…> Потом со мной связался следователь Алексей Быков, попросил взять все, что есть, и сказал, что так будет лучше.
- С какой целью вы разместили видеозаписи [в блоге]? – поинтересовался Аграновский.
- Это так называемый троллинг оппозиции, высмеивание ее методов.
Свидетель уверял, что ему за это не платят. Вопрос о его политических взглядах судья сняла, но он все же высказал свое отношение к организаторам митинга.
- Испытываю неприязнь к господину Навальному, Яшину, Немцову, Пономареву. Они использовали подсудимых для трамплина в своей политической деятельности. По сути сдали их.
На вопрос защиты, как он относится к Удальцову, свидетель ответил: "Он поступил очень глупо и очень неправильно, поддавшись на предложения [Гиви] Таргамадзе". О версии, по которой грузинский депутат якобы спонсировал беспорядки в России, Пенезев узнал из СМИ.