ПРАВО.ru
Репортаж
21 ноября 2013, 17:55

ФАС МО проиграл суд бывшей сотруднице

ФАС МО проиграл суд бывшей сотруднице
Фото с сайта www.rein-real.com.ua

Варвара Цветкова, бывшая сотрудница ФАС МО, никаких материальных благ от своих работодателей не желала. Лишь изменить запись в трудовой книжке – девушка хотела уволиться сама, а ее отчислили с дисциплинарным взысканием — за прогулы, как указал работодатель. В суде она пояснила — прогуливать – не прогуливала, а сдавала сессию, о чем работодатель был уведомлен, но неожиданно не разрешил. Представитель арбитража настаивал, что второе образование — не повод не ходить на работу, и сотрудница уволена решением комиссии. Судья Тверского райсуда Марина Сальникова встала на сторону истца — кадровики из ФАСа теперь должны изменить запись в трудовой. 

Варвара Цветкова устроилась работать в Федеральный арбитражный суд Московского округа в ноябре 2012 года. По ее словам, она перешла туда из 9 ААС, где работала секретарем судебного заседания, а вообще в судах она работает с 2010 года. В ФАС Цветкова устроилась специалистом первого разряда в общий отдел. При этом, когда заключался договор о поступлении на работу, в устной форме было обговорено, что она получает второе высшее образование (первое юридическое) в Дипломатической академии МИД, и поэтому ей понадобятся отпуски на время сессий. Зимой на время сессии она брала отпуск за свой счет, а весной решила взять учебный отпуск. Ст. 173 Трудового кодекса гарантирует студентам-вечерникам сохранение частичной заработной платы во время учебного отпуска, но ст. 177 уточняет — только тем, которые получают первое образование. Начальник общего отдела ФАС Елена Рощина записку о предоставлении учебного отпуска и справку-вызов из вуза отказалась рассматривать и не стала визировать.

Цветкова пошла в приемную руководителя аппарата Марины Александровой, оттуда ее направили в отдел кадров. Но там женщине объяснили, что без визирования непосредственной начальницей Рощиной документы рассматриваться не будут. Между тем, 17 мая 2013 года началась сессия. А 25 июня, взяв больничный, Цветкова подала в ФАС заявление об увольнении по собственному желанию. Однако заявление осталось без рассмотрения. Лишь 13 августа она выяснила, что была уволена с дисциплинарным взысканием по приказу за неоднократные прогулы. Причем связалась с бывшим работодателем женщина сама — обнаружив, что ей на карточку пришли "незапланированные" деньги от ФАС — 9000 руб. Цветкова полагала, что никто ей ничего не должен, и позвонила в бухгалтерию. Прояснив ситуацию — деньги были выплачены за неиспользованный отпуск и больничный, а также обнаружив запись в трудовой, угрожавшую ее карьере, после неудачных переговоров Цветкова обратилась с иском в Тверской райсуд.

- После того как я подала 25 июня заявление об увольнении по собственному желанию — телефонограммой, — мне в отделе кадров сообщили, что им нужно то же самое в письменной форме, а также копия больничного листа. 28 июня я направила документы, в том числе копию пока еще не закрытого больничного, с экспресс-почтой, они привозят корреспонденцию в тот же день. После того как меня выписали — 9 июля, я с той же экспресс-почтой отправила больничный и пропуск в здание суда. Это все было получено – подтвердила потом сотрудница кадрового агентства. С июля по август никто не звонил, не писал. Работодатель негативно относился к моему образованию, — рассказывала Цветкова вчера в суде.

У ответчика — представителя ФАС МО юриста Фарида Загирова была иная версия событий. 

- С 16 мая 2012 года с 11 часов 11 минут истица отсутствовала на рабочем месте до конца рабочего дня, а также полные рабочие дни 17 и 20 мая. Это подтверждается табелями учета рабочего времени, а также отчетами о карточке электронного доступа. У истицы были запрошены объяснения, 22 мая – было получено под роспись требование о получении объяснений. Объяснения даны не были до 26 июня. Тогда был составлен акт и образована комиссия для служебной проверки. До выхода на больничный – до 25 июня истица отсутствовала на рабочем месте. О первом заседании комиссии Цветкова была извещена телефонограммой, не явилась. Всего состоялось три заседания комиссии, служебная проверка продлялась из-за больничного. 11 июля был вынесен приказ. Никаких объяснений отсутствия мы не получили, — говорил юрист.

Он подтвердил, что Цветкова обращалась с запиской о предоставлении учебного отпуска и справкой-вызовом, однако отметил, что предоставление учебного отпуска на второе образование не предусмотрено.

- 28 июня мы получили заявление об увольнении. Но с 25 июня она находится на больничном до 9 июля. Мы не могли раньше этого времени рассматривать это заявление — она госслужащий на больничном. 11 июля после его закрытия мы вынесли приказ. Основания для оспаривания приказа отсутствуют, — объяснял Загиров. 

- С какого времени вы прекратили исполнять служебные обязанности? — обратилась судья к истице.

- С 28 июня 2013 года. Этим числом датировано заявление об освобождении от занимаемой должности. На работе я больше не появлялась. Работодатель не рассмотрел мое заявление. Никаких комментариев не сообщил. После подачи мог вполне связаться со мной – хотя руководитель и делала замечания мне за качество связи — "плохо контактировать по мобильному, в отсутствие домашнего". Никаких дисциплинарных взысканий не было, — ответила Цветкова.

- А вы полагаете, что работодатель уволит вас во время болезни? – уточнила с иронией судья.

- Исходя из тех норм при такой ситуации… 9 июля с учетом болезни меня должны были уволить, — был ответ.

- Ее увольнение противоречило трудовому законодательству. Мы в этот срок – после закрытия больничного – и составили приказ, — парировал ответчик.

Суд начал исследовать материалы дела и попросила объяснить прогулы.

- 16 мая я пришла на работу, а затем поехала, после того, как мне отказали в предоставлении учебного отпуска в Государственную трудовую инспекцию. 17 мая и позже, что подтверждает сам ответчик – они знали, что я находилась на сессии, — объясняла Цветкова. В трудовой инспекции истице подтвердили, что ее права были нарушены.

- А вас отпустили туда? Был оформлен приказ об отпуске? Причину неявки считаете уважительной? — с напором спрашивала судья.

-  Об отъезде в инспекцию я подала служебную записку. Вопрос об отпуске рассматривался ранее. С приказом такого содержания я не знакомилась. Отпуск официально предоставлен не был. До 24 июня была на сессии — это отражено в зачетной книжке. С 25 июня по 9 июля – на больничном, — объясняла Цветкова.

- То есть рабочее место вы покидали без разрешения, — настаивала судья.

- Ну, я бы так не сказала, — уверенно отвечала истица.

- А кто вам разрешил? — приподняла брови судья. 

- Конституция Российской Федерации! — воскликнула истица.

- Какая статья? Ваше право на образование никто не оспаривает, и предметом разбора [оно] не является, — отрезала судья. И начала знакомиться с документами дела.

- Копия зачетной книжки – непонятно чьей, договор об оказании платных образовательных услуг, докладная записка Сухановой, Павловой. 29 мая – приказ о проведении служебной проверки, телефонограмма, протокол заседания комиссии 14 июня, 26 июня, 11 июля, акты об отсутствии на рабочем месте, запрос в адрес Дипломатической академии, — перечисляла Сальникова. 

- Начиная с 30 апреля я говорила с руководителем о сессии. К тому времени не единожды был представлен для обучения отпуск за свой счет. Считаю исковое заявление основанием, на доводах настаиваю, — говорила в прениях истица.

- Процедура [увольнения] была соблюдена, — настаивал ответчик.

Для того чтобы написать решение, судья попросила стороны выйти из зала. Спустя полтора часа судом было вынесено решение — кадровики из ФАС должны запись исправить. Датой увольнения считать 20 ноября 2013 года. Будет ли ФАС подавать апелляцию, пока неизвестно. Цветкова же в разговоре с "Право.Ru" заметила, что она пыталась прояснить ситуацию с увольнением по статье и у председателя суда Валерии Адамовой, но та ей в личном приеме отказала, не найдя оснований.