По убеждению воронежского мирового судьи Андрея Старовойтова, проблемы с карьерой у него начались из-за нагрузки и женщины. После развода с супругой ее влиятельные друзья из судейского корпуса якобы содействовали той в определении условий общения с ребенком. Собственно за эту борьбу, полагает Старовойтов, его и уволили, но в Воронежской квалификационной коллегии судей считают иначе. Дело в ошибках, которые нашла проверка, затеянная новым председателем суда.
Несколько лет Андрей Старовойтов трудился в транспортной милиции следователем, немного преподавал, а в 2007 году стал мировым судьей участка №10 Коминтерновского района Воронежской области. В 2010 году его рекомендовали на новый срок, а уже 18 сентября 2013 года ККС лишила его полномочий за совершение дисциплинарного проступка. Состоявшаяся в июле проверка выявила отсутствие статистических карточек по ряду дел, под протоколами заседаний не было подписей, а также части постановлений о назначении судебных заседаний. Были и другие нарушения. Так, например в одном из протоколов отражено, что суд удаляется в совещательную комнату с датой оглашения постановления на 17 июня 2013 года, но сведений о выходе оттуда и оглашении нет. Зато там есть постановление от 2 июля о прекращении дела в связи с примирением сторон. Кроме того, Старовойтову вменили нарушение сроков отправления копий решений сторонам, с указанием на то, что частенько этого просто не делалось.
В ответ на обвинения Старовойтов заявил, что проверки шли незаконно, отношение к нему было необъективным, а нарушения — лишь следствие большой нагрузки. В ККС его не услышали, и Старовойтов подал жалобу в Дисциплинарное судебное присутствие. Вчера Старовойтов начал с ходатайств. Он просил о назначении экспертизы по нагрузке, соответствует ли она нормам Трудового кодекса. Затем он хотел истребовать документы, подтверждающие законность проверок, и, наконец, документы о "наличии именно конфликтных отношений с руководством Воронежского областного суда и районного суда", где он являлся стороной по гражданскому делу. Туда Старовойтова привел развод с женой в конце 2012 года. "Как только стали рассматривать эти дела [определение порядка общения с ребенком], я стал плохой. У моей тещи друг Ботвинников (Василий Ботвинников – бывший председатель Коминтерновского райсуда, в ведении которого находится 10-й судебный участок, ушел в отставку — "Право.Ru"), мне сказали — будешь лезть, вылетишь с работы". Что касается нарушений, то Старовойтов еще раз напомнил: "Все эти нарушения, которые есть у меня… такие нагрузки, что у нас судьи просто падают".
Присутствие в удовлетворении ходатайств отказало. Тогда Старовойтов сосредоточился на конфликте с судейским сообществом, но объяснить, почему не заявил отвод "друзьям жены", не смог. Что касается нарушений со сроками, то заявитель их признавал, но объяснял так: "Раньше я работал по 12 часов в сутки и с одним выходным, но когда начался конфликт, я стал работать по 10 часов и с двумя выходными, поэтому показатели немножко упали. Очень большая нагрузка. Все успеть невозможно".
Своеобразное отношение к нему выразилось, по словам заявителя, и при изъятии дел: "Проверяющая [судья Коминтерновского районного суда Воронежа Людмила Гончарова] ворвалась, схватив первые попавшиеся". Дела, утверждал Старовойтов, находились в расшитом виде, потому как он их как раз изучал. При этом все они были за 2010 год.
- Заявитель пояснил нам, что постановления были, но просто в другом месте. По существу, судя по протоколу, вы это не выясняли? — обратился член ДСП к представителю ККС, судье Левобережного районного суда города Воронежа Николаю Ятленко.
- Таких доводов на коллегии не звучало, — пояснил он.
- Но вы и не интересовались.
- Я не исключаю, что и после сегодняшнего заседания возникнут обстоятельства, о которых мы сейчас с вами и догадаться не можем.
Ятленко напомнил, что как таковые выявленные нарушения Старовойтов не оспаривает, а его ссылка на нагрузку и "особые требования к нему" проверялись, но подтверждения не нашли. Проверка же связана с жалобами граждан и с новым председателем Лидией Матвеевой: "Она взяла курс на избавление от "заволокиченных" дел. Раз в квартал проводится совещание, по результатам пошли проверки". Такой курс подтвердила свидетель Матвеева, развернувшая деятельность с декабря 2012 года: "13 мая 2013 года мы собрались на совместном совещании мировых и районных судей. Решили провести проверку и составили график. К сегодняшнему дню уже проверены все мировые судьи. Планируем сейчас новые совещания". По ее сведениям, таких грубых нарушений на других 11 участках не было.
- Вот все-таки скажите, ставился ли вопрос, например, о предупреждении или замечании? – спросил кто-то из членов ДСП.
- Вопрос обсуждался, но от заявителя не последовало никаких данных и предложений об исправлении ситуации, — пояснила Матвеева.
- Не считаете, что большая нагрузка?
- Я считаю, что нагрузка запредельная, но она у всех такая.
Больше вопросов к сторонам не было, и присутствие перешло к исследованию материалов, основными оказались семь прекращенных по истечению срока дел. Претензии заключались в том, что судья неоднократно откладывал заседания по мотивам вызова свидетелей, болезни нарушителя и другим, но подтверждающие документы к делу подшиты не были, как и информация о том, что вызванные приходили. Так, например, гражданка Ф. была поймана за рулем в состоянии алкогольного опьянения, что зафиксировал алкотестер и было занесено в протокол. Постановление датировано 8 октября 2012 года, первое заседание назначенное на 28 октября из-за ее неявки перенесли на 11 декабря, тогда она заявила ходатайство о вызове сотрудника ДПС, а 10 января попросила вызвать понятых. Трехмесячный срок истекал 7 января, но судья назначил еще одно заседание, на котором нарушительница уже попросила производство прекратить, что и было сделано.
- Вот по этому материалу. Она дышала в алкотестер, который зафиксировал опьянение, подписала. Срок три месяца. Вы в декабре откладываете на 10 января и далее, зная, что истекает срок. С какой целью? – спросил член присутствия.
- Чтобы вызвать сотрудника ДПС. Я же не могу безмотивированно отказать и нарушить право на защиту.
- Она не оспаривала, что управляла в состоянии опьянения, она подписала протокол.
Сотрудники ДПС и понятые в суд не явились, а в деле не нашлось повесток об их вызове. Свои права Ф. получила обратно. Аналогичными были и оставшиеся шесть дел.
Старовойтов объяснял это тем, что потом дела такого рода просто отменяла апелляция и его "устно ругали".
- Мы тоже все судьи. Вас никто бы не упрекнул, если бы вы не удовлетворяли надуманные ходатайства. Сотрудники не являлись, соглашения с адвокатами, время на заключение которых просили нарушители, не заключались, — отметил судья присутствия.
- Ну, по этим делам не получилось. Вот вы назвали семь дел, а у меня их около 300 за полгода. Других-то я наказал. Я прекрасно знаю, если я откажу нарушителю, он напишет жалобу, это дело отменят, а я как вариант получу частное определение. Истребуйте другие дела, и все поймете.
Эту версию в один голос отметали Матвеева и Ятленко. Такой практики нет, утверждали они.
В прениях Старовойтов еще раз напомнил о нагрузке и конфликте: "ККС вынесла неоправданно суровое решение. Есть другие санкции, которым я мог быть подвергнут. Свидетель говорит, что у нас нет неприязненных отношений, но вот я просил у нее характеристику. Мне выдавали ее целый месяц, а не три дня, и я жаловался на нее в Воронежский облсуд, и результатов пока нет. Также я жаловался на нее в трудовую инспекцию по тому же вопросу, а также про нарушение моих прав при назначении на другие судебные участки, работать за отсутствующих судей. Мое мнение — решение носит карательный характер".
В ответ Ятленко отметил, что впервые увидел заявителя на заседании ККС, как и почти все члены коллегии, и говорить, что судьи заранее собрались "вот так поступить нельзя". "Он утверждает, что тоже ему однажды задержали определение по гражданскому делу и ему было очень неприятно, и он жаловался. Тем более непонятно, почему он так негативно относится к нашему решению", — добавил Ятленко. По его мнению, претензии за то, что Старовойтов назначал заседания на даты после истечения срока давности, нельзя считать придиркой — такие ситуации негативно сказываются на авторитете судебной системы.
Коллегия совещалась около полутора часов. В удовлетворении жалобы Старовойтова отказали.