Госдума во втором чтении приняла постановление об амнистии, взяв за основу вариант от президента Владимира Путина. За ночь депутаты решили сократить число амнистируемых за счет террористов и насильников, и заодно ввели единый подход к освобождению участников "массовых беспорядков" — их смогут выпустить еще до приговора суда. Парламентарии, впрочем, отказались освобождать ряд фигурантов "болотного дела", которых обвиняют помимо участия в массовых беспорядках еще и в применении насилия в отношении представителя власти.
Сегодня Госдума рассматривает во втором и третьем чтениях проект постановления об объявлении амнистии, который внес Путин. Менее суток потребовалось депутатам для доработки документа, по которому на амнистию смогут рассчитывать совершившие преступления в несовершеннолетнем возрасте, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные и женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалиды I и II группы, а также лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иные лица, принимавшие участие в боевых действиях либо в действиях по защите страны. Обязательные условия для освобождения от наказания: его срок не превышает пяти лет включительно (то есть речь о преступлениях небольшой или средней тяжести), гражданин ранее не отбывал наказание в исправительных учреждениях. Осужденные по более тяжким статьям выйдут на волю по амнистии, только если они совершили преступление до 16 лет либо до 18 лет, но отбыли не менее половины назначенного срока.
Депутаты исправили в проекте "техническую ситуацию", как объяснял вчера полпред президента в Госдуме Гарри Минх, — амнистия не затронет осужденных и обвиняемых по делам о терроризме (205.3-205.5 УК). Заодно депутаты убрали дискриминационные требования для амнистии фигурантов дел об участии в массовых беспорядках и призывах к ним (ч.2 и 3 ст. 212 УК), дел о хулиганстве (ст. 213 УК) и дел о совершении ДТП с причинением пострадавшему тяжкого вреда здоровью (ч.1 ст. 264 УК). Их Путин предлагал амнистировать только после вынесения приговора, но депутаты решили, что это возможно и на стадии предварительного и судебного следствия.
Однако думское большинство не поддержало идею оппозиционера Дмитрия Гудкова распространить амнистию и на организаторов массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК). По ней, в частности, расследуется дело в отношении координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова, который обвиняется в организации столкновений демонстрантов с полицией 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Аналогично депутаты Госдумы отреагировали на предложение Гудкова-младшего, коммунистов Александра Куликова, Юрия Синельщикова освободить фигурантов дел о применении неопасного насилия в отношении представителя власти (ч.1 ст. 318 УК). По последней статье преследуют тысячи гражданских активистов, включая "узников болотной", настаивал Гудков, для этого нужно одно заявление сотрудника правоохранительных органов. О насилии тут речи не идет, убеждал он коллег, для уголовного дела достаточно просто толкнуть полицейского. По его словам, по ст. 212 и 318 не так много людей сидит, "мы знаем их поименно", — сказал парламентарий, назвав Сергея Удальцова и помощника депутата Госдумы Ильи Пономарева Леонида Развозжаева. "Мы могли бы доказать всему миру в преддверии Олимпиады, что у нас нет политических заключенных", — говорил Гудков.
- Часть 1 статьи 212 — тяжкая статья. Подводить [осужденных по ней] под амнистию, мы считаем, не надо, — отвечал глава думского комитете по законодательству, единоросс Павел Крашенинников. — Статья 318 [называется] "насилие в отношении представителя власти". Мы считаем, что она не подпадает под концепцию документа.
В то же время ряд депутатов требовали исключить из перечня попадающих под амнистию статей "злоупотребление должностными полномочиями" (ч.2 и 3 ст. 285), "нецелевое расходование бюджетных средств" (ч.2 ст. 285.1), "превышение должностных полномочий" с применением насилия (ч.3 ст. 286 УК), "принуждение к даче показаний" (ч.2 ст. 302 УК), "фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности" (ч. 2-4 ст. 303 УК).
- Это поправка против жуликов, бандитов и садистов, — объяснял Гудков. — Те полицейские, которые выбивали признательные показания, пытали людей, они у нас выходят, а люди, которые потолкались с сотрудниками полиции на Болотной, они у нас остаются [за решеткой]. Мне кажется, это несправедливо. Также [несправедливо, что] выходят те, кто [осужден за] фальсификацию доказательств, которая приводит к тому, что у нас невиновные люди оказывают в местах лишения свободы.
С таким подходом единороссы согласились лишь в части: на амнистию не смогут претендовать те, кто имеет за плечами превышение должностных полномочий с применением насилия (ч.3 ст. 286 УК). Остальные ограничения было решено отклонить.
Отвергло думское большинство и идею Ильи Пономарева и Валерия Гартунга, которые предлагали исключить такое обязательное условие для амнистии, как отсутствие злостного нарушения порядка отбывания наказания.
- Это самая коррупциогенная норма, она много нареканий вызывает. Фактически после объявления амнистии руководство колоний серьезно в финансовом плане поднимется, — предположил эсер Гартунг.
- Это проблема не данного документа, а правоприменения и Уголовно-исполнительного кодекса, — парировал Крашенинников, ранее обещавший создать рабочую группу для обсуждения возможных изменений в УИК.
При этом Крашенинников чуть было не согласился на снятие взысканий, назначенных после 1 сентября, с тех, кто может рассчитывать на амнистию. В зале депутатам была роздана его дополнительная поправка к техническому постановлению о порядке исполнения амнистии. "Ситуация достаточно тяжелая", — признался Крашенинников и попросил высказаться об идее полпреда президента Гарри Минха. Но тот попросил ее не принимать. "На самом деле решение этой проблемы связано с правоприменительной практикой, — объяснил свою позицию Минх. — Конечно же, сказать, что давайте мы с сентября текущего года всем, кто сейчас подпадет под амнистию [аннулируем взыскания], это все равно, что сказать, "делайте, что хотите, все равно подпадете под амнистию". По его словам, существует проблема не только злоупотреблений со стороны руководства исправительных учреждений, но и проблема поддержания порядка среди осужденных. "Там не самые идеальные граждане", — посетовал Минх.
Отвергли в Госдуме и более мягкую инициативу депутата от ЛДПР Ярослава Нилова, который предлагал освободить осужденных в колониях от назначенных им взысканий.
В результате 444 депутата проголосовали за принятие этого постановления об амнистии во втором чтении, третье состоится сегодня после 17 часов.