Британские власти рассматривают претензии компании Thames Steel UK Ltd и ее главы Томаса Блейка к грузинским властям, которые, по мнению иностранных инвесторов, не способны защитить частную собственность в стране. Речь идет о ситуации вокруг Руставского металлургического завода, активы которого ранее принадлежали Томасу Блейку, но впоследствии, как заявляет Блейк, были переданы преступным группировкам при пособничестве грузинских судов.
Завод, разделенный на несколько мелких предприятий после длительного периода простоя, был куплен одной из компаний Бадри Патаркацишвили, грузинского миллионера, наследство которого вызвало разбирательство с участием Бориса Березовского. Активы были куплены в сентябре 2007 года за 70 миллионов долларов.
Когда Патаркацишвили стал в оппозицию властям и после обвинения в подготовке переворота осенью 2007 года покинул страну, его двоюродный брат Джозеф Кей переписал имущество на себя и стал полным владельцем завода. Проблемы с управляющей командой завода, как отмечает Блейк, начались после того, как руководство британской компании потребовало от члена наблюдательского совета Джозефа Кея уйти в отставку.
В период управления Руставским металлургическим заводом командой Кея накопилась задолженность по зарплате. В итоге, в октябре 2009 года сотрудники предприятия устроили акцию протеста и потребовали выдачи официальных справок, подтверждающих задолженность по зарплате.
После судебных коллизий АО "Картули полади" ("Грузинская сталь") и "Туджи XXI" ("Чугун" 21) были переданы кредиторской компании "Колхи бизнес корпорация". Продать их на аукционе за долги не удалось, так как никто не решился купить спорные активы. Сразу после торгов, проведенных 4 ноября исполнительным бюро министерства юстиции, предприятия были переданы кредиторам.
Нужно отметить, что британцы подтвердили свое право на эти два предприятия в Гибралтарском арбитражном суде. Но в Грузии действует закон, по которому решения зарубежных арбитражей не обязательны к исполнению. Кроме того, даже признанный грузинским судом владелец предприятия по закону не может прийти и выгнать прежнего директора или собственника. Сначала тот должен сам написать заявление об этом в налоговую службу. Такая норма была введена в Грузии в рамках борьбы с рейдерством, но зачастую она работает против законных владельцев.
Спор привлек внимание Дэвида Милибэнда, британского министра иностранных дел. Ожидается, что он обсудит ситуацию вокруг завода с премьер-министром Грузии.