Совет Европы разъяснил России ее права в Страсбургском суде в случае ратификации 14-го протокола. Решения по жалобам граждан смогут выносить без присутствия представителя государства-ответчика, однако за последним останется право на его оспаривание.
Документы, разъясняющие механизм работы ЕСПЧ после вступления в силу 14-го протокола к Европейской конвенции по правам человека (Госдума должна рассмотреть вопрос о его ратификации 15 января) были подготовлены в комитете министров Совета Европы и аппарате Европейского суда в конце прошлого года в ответ на соответствующим запрос представителей российской стороны. 12 января они были представлены в комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Думцы, отказавшиеся ратифицировать документ еще в декабре 2006 года по причине несогласованности позиций по трем пунктам международного договора, попросили Совет Европы и ЕСПЧ разъяснить им, каким образом эти положения будут применяться на практике. Речь шла о возможности так называемого комитета из трех судей принимать решение по существу поступившей жалобы, в случае если по ней уже создан прецедент, а также о праве международного суда проводить дополнительные расследования для вынесения решения о приемлемости рассмотрения жалобы и о полномочиях по контролю за исполнением решений Европейского суда структурами Совета Европы.
В первом пункте депутатов насторожила возможность рассмотрения российских дел без участия национального судьи, во втором и третьем пунктах парламентарии углядели угрозу суверенитету Российской Федерации.
Согласно тексту пояснительной записки, все три нововведения являются безопасными для России. Так, по поводу новых полномочий комитета трех судей говорится, что, хотя участие государственного судьи не является обязательным при рассмотрении жалоб в этой инстанции, у российской стороны остаются все необходимые инструменты для контроля над ситуацией.
На это направлено в первую очередь положение внутреннего распорядка работы суда, согласно которому государству-ответчику направляются поступившие на него жалобы, при этом в письме говорится, что "мнение государственного судьи всегда должно быть получено до того, как жалоба будет направлена государству-ответчику". Кроме того, если национальный судья не является членом комитета, который будет рассматривать жалобу, при соблюдении определенных формальностей он может заменить одного из трех судей и на полноценной основе принимать участие в вынесении решения. При этом проект решения комитета в любом случае должен быть заблаговременно направлен национальному судье так, чтобы он смог представить свои замечания судьям.
Разъяснения по двум другим вопросам выдержаны в таких же тонах. Так, по поводу применения механизма расследования в пояснительной записке сказано, что причин для беспокойства нет, так как этот инструмент применяется только в исключительных случаях (с 1998 года было предпринято всего 18 расследований). При этом для вынесения решения о приемлемости жалобы расследования и вовсе применялись всего два раза.
Если ратификация 14-го протокола состоится, протокол вступит в силу через три месяца. В России ему предстоит пройти еще две инстанции: его должен будет одобрить Совет федерации и подписать президент. Если это случится, то в Думе останется один нератифицированный документ к Европейской конвенции по правам человека. Это протокол № 6, в котором говорится об отмене смертной казни.