Две крупнейшие польские ветеранские организации — "Польский союз бывших гитлеровских политзаключенных и узников концлагерей"и "Товарищество поляков, пострадавших от Третьего рейха" потребовали от руководства немецких железных дорог Deutsche Bahn выплаты денежной компенсации. Они считают, что немецкие железнодорожники, хорошо заработавшие в годы Второй мировой войны на перевозках военнопленных и узников концлагерей, должны отдать часть этих средств жертвам нацизма. Ветераны рассчитывают на то, что Deutsche Bahn постарается избежать скандала, так как в марте компания надеется получить лицензию на пассажирские перевозки в Польше.
Бывшие польские узники нацистских концлагерей заявляют, что нынешняя компания Deutsche Bahn (DB), которая в этом году собирается отпраздновать свое 175-летие, является правопреемницей немецкой Reichsbahn, осуществлявшей железнодорожные перевозки в годы Третьего рейха. Компания тогда неплохо заработала на перевозке в концлагеря и на принудительные работы военнопленных и арестованных гражданских лиц по Германии и оккупированным территориям — в нынешних ценах 445 миллионов евро. Причем из них 100 миллионов — за доставку в лагеря смерти польских евреев и 20 миллионов — за перевоз поляков.
Примечательно, что свою доставку в концлагеря заключенные оплачивали сами. Как утверждают многие историки, согласно установленному нацистами порядку, деньги, изъятые у узников или полученные вследствие продажи их имущества, поступали на специально открытые SS тайные счета W (от немецкого Wanderung — "путешествие"), а потом с них происходил расчет с Reichsbahn. Германский бундестаг еще в 2008 году заинтересовался этим вопросом и запросил соответствующую информацию у правительства ФРГ. Однако в полученном парламентариями официальном ответе говорилось, что о наличии подобных счетов там ничего не известно.
В свою очередь, руководство DB утверждает, что любые попытки найти какую бы то ни было связь компании с Reichsbahn являются несостоятельными. По утверждению пресс-секретаря DB Йенса Оливера Восса, все имущественные претензии должны быть адресованы государству, а не DB, поскольку в компании всегда осуждали нацистские преступления и финансировали соответствующие разъяснительные проекты и кампании.
Бывшие польские заключенные с такой позицией не согласны. По их мнению, DB финансирует программы для молодежи и школьников, в то время как заботиться надо о немощных стариках, в которых превратились бывшие жертвы нацистского режима.