ПРАВО.ru
Интерправо
1 апреля 2010, 3:00

Как русские делали деньги в США на информации из UBS об акциях

Как русские делали деньги в США на информации из UBS об акциях
Исполнительный директор UBS Securities LLC Игорь Потероба узнавал информацию о сделках по слиянию и поглощению и делился ею с другом

Ранее мы сообщали о том, что следственные органы США предъявили обвинения троим выходцам из России в организации инсайдерской схемы, за счет которой они незаконно получили доходы в размере свыше 870 тысяч долларов (материал находится здесь). Один из инсайдеров арестован, другой пока не заключен под стражу, но нанес визит в суд, а третий, по информации американских властей, находится в России. Мы решили изучить подробности этого дела и описать, как действовала эта схема — кто узнавал информацию, каким образом передавал ее и кому, как скупались акции и перепродавались.  

Сначала еще раз представим действующих лиц. Игорь Потероба —  исполнительный директор отделения швейцарского банка UBS в Америке. Начинал карьеру в UBS в 1999 году, исполнительным директором подразделения стал в 2006 году. Второй участник инсайдерской группы — Алексей Коваль. Трудился в компании Northern Trust Corp. в Чикаго на посту руководителя группы ценообразования. Предыдущие работодатели в материалах следствия пока не указываются. В настоящий момент Коваль арестован и этапирован в Нью-Йорк. Об этом сообщил помощник государственного обвинителя Дилан Смит.

Кстати, Потероба и Коваль знакомы давно. В 1992-97 годах они вместе учились в университете Нью-Хэйвен, штат Коннектикут. В США они проживали по "зеленым картам", им 36 лет, оба — выходцы из Кемеро.  

О третьем участнике — 34-летнем Александре Воробьеве — сведений очень мало.  Известно лишь, что он до недавнего времени жил в Канаде, а сейчас находится в России. Какова его роль в инсайдерской схеме, пока не понятно. Он мог быть и простым казначеем группы, а мог выступать в роли ее идеолога. 

Стало известно, что Потероба "раскололся", Ковалю тоже грозит приличный срок

На судебных слушаниях по делу помощник государственного обвинителя Дилан Смит сообщил, что исполнительный директор UBS Securities LLC Игорь Потероба выразил готовность сотрудничать со следствием и дает признательные показания.

Коваль же нанес визит в Чикагский суд, а потом был этапирован в Нью-Йорк, где суд решит его судьбу. Российское консульство в Чикаго поставлено в известность об аресте.

И Ковалю и Потеробе Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка предъявила обвинения по 4 пунктам, связанным с мошенничеством с ценными бумагами. Им грозит 20 лет лишения свободы и штраф 5 млн. долларов. Однако говоря о Ковалев, помощник государственного обвинителя Дилан Смит заявил, что даже если его вина будет доказана, он проведет в неволе не более 5 лет и будет подвергнут штрафу в пределах 250 тыс. долларов.  То же, вероятно, относится и к Потеробе. Сразу после отбывания срока россияне будут выдворены из Соединенных Штатов.

Но сейчас пока еще рано говорить о завершении дела и вынесении решения по нему. Потероба находится под домашним арестом с электронным наблюдением. Судья не внял настойчивым просьбам стороны обвинения взять Потеробу под стражу по причине его частых полетов в Россию. Выяснив, что состояние обвиняемого приближается к полутора миллионам долларов, суд установил залог в размере 5 млн., из которых 100 тыс. должны быть внесены наличными.

Надо также сказать, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала в суд также гражданский иск (не по уголовным преступелениям) к Потеробе, Ковалю и Воробьеву. 

Кто узнавал информацию и кому передавал

Прокуратура утверждает, что Потероба, пользуясь служебным положением в компании UBS Securities LLC, в период с 2005 по 2009ь год делился со своим другом Ковалем инсайдерской информацией о готовящихся сделках по слияниям и поглощениям в фармацевтической сфере. Эти сделки были связаны  с фирмами Guilford Pharmaceuticals Inc., Molecular Devices Corp., PharmaNet Development Group Inc., Via Cell Inc., Millennium Pharmaceuticals Inc. и Indevus Pharmaceuticals Inc.

Канал сообщения — телефон и электронная почта. В сообщениях использовались зашифрованные слова

Потероба "сливал" конфиденциальную информацию Ковалю по телефону и электронной почте, используя коды по классическому принципу "Юстас — Алексу". Среди терминов — "бонусные мили за перелеты" и "картошка", обозначающие деньги и ценные бумаги.

Так, например, завладев инсайдерской информацией о намечавшейся покупке банком UBS фармацевтической компании Guilford Pharmaceuticals Inc., Потероба "телеграфировал" Ковалю: "Сообщи, сколько у тебя набралось бонусных миль и сколько ты планируешь набрать в пятницу". Ответ был таким: "Я только что записался на эту программу. Получил пять тысяч бонусных миль, но если буду часто летать, выйдет дополнительно от 3 до 5 тыс." 

Последний акт передачи конфиденциальной информации между сообщниками состоялся буквально за 3 недели до момента первого допроса.

Акции покупались и тут же перепродавались по более высокой цене

Получив информацию о предназначенной к продаже компании и о расценках, Коваль и Воробьев покупали ее акции. Затем, объявив о сделке, они сразу же продавали их по более высокой цене. Это и позволило следственным органам Америки говорить о фиктивности и формальности сделок по покупке акций русской троицей.

История с Guilford Pharmaceuticals Inc. — один из примеров деятельности "совместного предприятия" Потеробы и Коваля. Незадолго до продажи компании друзья купили ее акции на 5 тыс. долларов, а после официального объявления о сделке — продали на сумму, почти вполовину превышающую закупочную цену. Это далеко не единственная удачная махинация, осуществленная по нехитрой схеме.

Кто платил

На первых же допросах в ФБР Игорь Потероба признался, что получал от Коваля наличные выплаты на регулярной основе. Кроме того, прокуратура утверждает, что в течение последних 2 суток перед предъявлением обвинения 80 тыс. долларов было переведено с американского счета Алексея Воробьева в Россию. Некоторые сделки осуществлялись через брокерские счета жены Коваля — Анджали Уолтер и супруги Воробьева — Татьяны.

UBS намекнул, что готов и дальше сотрудничать с США

Швейцарский банк UBS, переживающий сегодня непростые времена из-за прессинга налоговиков США (об этом мы рассказывали здесь), в данном случае удостоился похвалы прокурора Южного округа Нью-Йорка за оказанное следствие содействию в поимке жуликов.

В ответ на это пресс-секретарь цюрихского отделения банка Крис Кейгел заверил американскую сторону: "Мы следим за расследованием и сотрудничаем с властями", добавив, что работа Потеробы в банке приостановлена. Прокурор обещает продолжить борьбу с коррупцией на рынках ценных бумаг совместно с ФБР и Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC). Стоит отметить, что заявление SEC в прокуратуру текстуально практически совпадает с докладом специального агента ФБР Адама С. Роусера, изучившего противозаконные операции "тройки" с июля 2005 года.

Знание о планируемой продаже акций - деньги. Поэтому махинаций на финансовых рынках становится больше

Компания Потероба-Коваль-Воробьев, поднимавшая уровень своего благосостояния с помощью доступа к банковским тайнам, не изобрела велосипеда. В последние годы в торговле инсайдом было уличено немало банковских клерков и финансистов по обе стороны океана.

В марте в британской столице был допрошен персонал крупнейших компаний, чьи головные офисы расположены в Лондоне, в том числе — сотрудник Deutsche Bank и трейдер крупнейшего хедж-фонда Moore Capital. Допросы проводились в рамках самого масштабного расследования по фактам инсайда в Великобритании, начатого 3 года назад. По версии следствия, имевшие доступ к конфиденциальной информации работники компаний делились ею с трейдерам, в результате чего последние зарабатывали сотни тысяч фунтов.

Не так давно в криминальном использовании инсайда и взяточничестве был уличен китайский магнат, владелец крупнейшей сети магазинов электронной техники Gome Electrical Appliances Holdings Хуанг Гуанюй. Ущерб от его махинаций в долларовом эквиваленте приближается к 700 тыс. Гуанюй обвиняется в использовании конфиденциальной информации о компаниях при размещении их акций на рынке.

Стоит отметить, что прошлый год вообще побил все ранее зафиксированные рекорды по количеству дел о торговле инсайдом. Американская комиссия SEC предъявила обвинения девяти компаниям, среди которых Galleon Group — фонд, торговавший ценными бумагами крупных компаний, таких как Google.  Дело Galleon Group стало самым крупным расследованием хедж-фондов. ФБР оценивает сумму ущерба инвесторов от действий Galleon Group в 20 млн. долларов.

Если верить Комиссии США по ценным бумагам и биржам, количество махинаций на финансовых рынках демонстрирует стабильный рост, в том числе тех, которые связаны с использованием служебной информации.

SEC сама не без греха

Работу комиссии SEC затрудняет то, что в ее адрес со стороны американского правительства и законодателей постоянно летят стрелы критики. Недовольство ее работой и необходимость уволить главу SEC Кристофера Кокса высказал лидер неоконов, сенатор Джон Маккейн, выставлявший свою кандидатуру на президентских выборах.

А сенатор Чарлз Грассли уличил главу ключевого подразделения SEC Линду Томсен в том, что она поделилась закрытой информацией с одним из крупнейших американских инвестиционных банков JP Morgan Chase & Co в момент ведения переговоров о приобретении другого "финансового монстра" — Bear Stearns.

Британских инсайдеров пугают крупным штрафом

Британский аналог SEC, Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) намерено увеличить штрафы за разглашение конфиденциальной банковской информации, об этом говорится в официальном сообщении FSA 1 марта.

Минимальный штраф физических лиц за разглашение инсайдерской информации составит 100 тыс. фунтов. Кроме того, злоумышленник может лишиться до 40% от суммы всех платежей и полученных бонусов. При расчете суммы штрафа FSA будет учитывать финансовое состояние нарушителя.

В России пытаются заставить  журналистов сообщать об инсайдерах

А в нашей стране Федеральная служба по финансам и рынкам (ФСФР), заручившись поддержкой депутатов Государственной Думы, намерена обязать главных редакторов газет без суда раскрывать имена инсайдеров, "сливших" в печатный орган информацию, которая оказалась ложной или нанесла кому-то финансовый ущерб. В настоящий момент это можно сделать только через суд. В то же время ФСФР не собирается наказывать журналистов за распространение в СМИ инсайдерской информации, если они не были в курсе, что обнародованные ими сведения являются конфиденциальными.

С нововведениями не согласен член Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он считает, что действия ФСФР не должны вступать в противоречие с законом о СМИ, любая информация об источнике инсайда может быть предоставлена исключительно через суд. "В противном случае СМИ окажутся на коротком поводке у ФСФР, поскольку нельзя исключить дифференцированный подход к тому или иному изданию, исходя из ведомственных пристрастий, — считает Аксаков. — Иными словами, ФСФР сможет по своему усмотрению к каким-то СМИ подходить более жестко, чем к другим". Тем не менее, поправки в закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", подготовленные ФСФР и Комитетом нижней палаты по финансовому рынку, вынесены на обсуждения парламентариев для принятия во втором чтении.

С судебными документами по делу русских инсайдеров в Америке вы можете ознакомиться в разделе "Документы, досье", кликнув сюда.

Автор: Станислав Варыханов