ПРАВО.ru
Интерправо
2 октября 2008, 19:26

Причем здесь права человека?

Причем здесь права человека?
Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер озабочен проблемой

Отношения между Москвой и Советом Европы явно не клеятся, и причина тому – права человека. Точнее, Европейский суд по правам человека, который попал в неловкую ситуацию. С одной стороны, он завален жалобами российских граждан, с другой, Россия не спешит его разгрузить. Это вызывает напряженность в отношениях, которая может перерасти в открытый конфликт. Представитель председателя Совета Европы, государственный секретарь по иностранным делам Швеции Франк Белфраг надеется на лучшее.

Пикантность ситуации заключается и в том, что для спасения Страсбургского суда все давно готово. План по его реформированию начал готовиться со всей скрупулезностью еще в 2001 г. с учетом предложений, внесенных Руководящим комитетом по правам человека. В результате был подготовлен документ – Прокол №14, в который включено все необходимое для оптимизации работы суда. В 2004 г. документ был представлен, наконец, на всеобщее обозрение.

Среди прочего в протоколе предусмотрено введение в Страсбурге принципа избирательности по отношению к рассматриваемым жалобам. Причем решение о приеме заявления к рассмотрению остается за одним судьей, в то время как сейчас этот вопрос разбирается тремя судьями. Наряду с этим при рассмотрении жалоб предлагается учитывать практику, наработанную судом, что также упрощает основную задачу Европейского суда – отправление правосудия.

Россия согласилась с тем, что предложения, заявленные в протоколе, вполне рациональные и имеют право на жизнь. 4 мая 2006 г. Протокол №14 был подписан российской стороной в Страсбурге. Проблемы начались в декабре, когда Госдума РФ отказалась его ратифицировать. С соответствующей рекомендацией выступил профильный комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Официальная причина отказа – противоречие отдельных положений Протокола и отечественного законодательства.

Международная правозащитная организация Amnesty International, в свою очередь, осталась недовольна основным пунктом Протокола — принципом избирательности при приеме обращений. По мнению представителей организации, деление поступающих в суд заявлений на релевантные и нерелевантные – не самый лучший выход из положения.

Как бы то ни было, но в данный момент Россия находится в совершенно очевидном меньшинстве. Из 47 стран-членов Совета Европы злополучный Протокол №14 не ратифицирован только Москвой, и когда это случится и случится ли вообще, пока остается загадкой.

Тем не менее, Совет Европы не намерен отказываться от идеи навести порядок в Страсбургском суде. В последнее время он становится все настойчивее, и ни одно заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы не обходится без обсуждения наболевшего вопроса. Весной этого года ратифицировать протокол Москву поочередно призывали канцлер Германии Ангела Меркель (видео), а вслед за ней министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. На этой неделе о протоколе напомнил представитель председателя Совета Европы Франк Белфраг. "Я не потерял надежду на то, что Дума это сделает [ратифицирует документ]", — заявил он.

Между тем начинаются поиски, пока не очень настойчивые, других рычагов воздействия на Россию. В частности, высказываются предложения лишить ее права голоса в Совете Европы. В свете недавних событий вокруг Южной Осетии и Абхазии эту идею очень поддерживает Грузия, которая, кстати, является членом организации.