ПРАВО.ru
Интерправо
1 октября 2010, 2:15

Юридический рынок Франции: оживление благодаря созданию фирм-бутиков

Юррынок Франции: оживление благодаря созданию фирм-бутиков
Вероятно, через несколько лет во Франции останется лишь две-три крупных национальных юридических фирмы Фото с сайта andrianov.org

Несмотря на кризис, во Франции открываются новые небольшие юридические фирмы и заставляют нервничать крупные компании, которые достаточно болезненно переживают неблагоприятные в финансовом отношении времена. Благодаря этим новым фирмам, которые во Франции называют юридическими бутиками, на местном юридическом рынке заметно оживление. Ведь фирмы создают в основном старшие юристы или партнеры крупных компаний - уходя из гигантов, они освобождают рабочие места для других специалистов. Кроме того, в новые фирмы тоже требуются юристы.

Но что позволяет вновь создаваемым маленьким фирмам во Франции чувствовать себя уверенно, вопреки расхожему мнению, что в кризис выживают только большие и сильные? В чем секрет  успеха юридических бутиков?

Крупные компании теряют ключевых сотрудников

Финансовые данные 50 крупнейших французских юридических фирм были опубликованы месяц назад. Судя по ним, у французских юристов нет поводов для радости. Тем не менее, эксперты ожидают, что к концу года ситуация на рынке слияний и поглощений выправится, и катастрофическое падение рынка, которое произошло в 2009 году, не так сильно скажется на величине выручки крупнейших французских компаний. Однако, считают эксперты, у них есть другой повод для беспокойства: переход ведущих юристов на другую работу, причем часто эта работа — собственный бизнес.

За примерами далеко ходить не надо. В 2010 году фирма Lèfevre Pelletier & Associés потеряла почти половину своих партнеров: из 33 сотрудников с таким статусом, работавших в компании в начале года, осталось лишь 18. Lèfevre компенсировала потери лишь частично, наняв на место ушедших 3 юристов, и доведя количество партнеров до 21.

Конечно, Lèfevre — слишком жесткий пример, однако потери, хоть и менее существенные, понесли многие. Согласно статистике, подготовленной консалтинговой компанией Day One, в первой половине 2010 года во французских юрфирмах работу сменили 114 партнеров: по сравнению с аналогичным периодом 2009 года рост в 41%.

Юристы уходят не по одному, а командами

"Рынок очень подвижен, все меняется буквально на глазах, — говорит управляющий партнер CMS Bureau Francis Lefebvre Пьер Себастьен Тиль. — Эксперты давно пришли к выводу, что волатильность французского юридического рынка сейчас крайне высока".

Некоторые юристы сменили одну крупную фирму на другую. Например, сразу девять сотрудников Freshfields Bruckhaus Deringer в мае 2010 года перешли в Willkie Farr & Gallagher, а команда из пяти юристов в сентябре сменила Norton Rose на Stephenson Harwood. Однако самая интересная тенденция на французском рынке — не просто переход юристов в другие компании, а создание ими собственных юридических бутиков.

Почти 40% уволившихся открывают собственные фирмы

В первую половину 2010 года во Франции появилось минимум 10 юрфирм. Больше трети (точнее, 37%) из 114 сотрудников, сменивших, по данным Day One, место работы, не просто ушли от прежних работодателей: они начали практиковать самостоятельно.

Большинство открытых фирм — небольшие юридические бутики. Один из них — Cabinet Noir & Associés.

Офис Cabinet Noir расположен в Лионе, а сама фирма начала работать в марте 2010 года. Ее основательница Юлия Нуар до того, как решилась пуститься в самостоятельное плавание, поработала на несколько крупных юрфирм, таких как Gide Loyrette Nouel.

Кто и зачем создает во Франции юридические бутики 

Юлия Нуар считает, что основной недостаток местных юридических компаний — привычка полагаться на "звездных" партнеров в ущерб остальным сотрудникам.

"В США или Британии ты методично строишь карьеру и вполне можешь дорасти до партнерства, — поясняет Нуар. — Во Франции все не так. Когда адвокату исполняется 40 лет, он понимает, что расти некуда. Именно поэтому многие решаются на создание собственной фирмы. На прежних местах я вполне могла бы стать партнером, однако этого не произошло: от меня ничего не зависело".

Французы с большим удовольствием обращаются именно в некрупные юрфирмы

Вероятно, многих удивит тот факт, что в Париже большинство клиентов предпочитают работать с небольшими юркомпаниями, имеющими узкую специализацию. Наверное, это не очень хорошая новость для крупных юридических фирм.

"У бутиковых юрфирм во Франции куда более радужное будущее, чем в Великобритании, — считает Ричард Пирсон, управляющий партнер парижского офиса Stephenson Harwood. — Клиенты работают с ними более охотно. Небольшие французские фирмы, как правило, предоставляют очень качественный сервис за вполне разумные деньги".

По мнению Оливера Шадуто, директора Day One, французские юристы, создавая небольшие фирмы, просто следуют желанию потенциальных клиентов работать с теми экспертами, которые специализируются только на одной области. Тенденцию смещения интереса заказчиков в сторону бутиков подстегнул и экономический кризис последних лет: крупные клиенты безжалостно сокращают бюджеты на сторонние юридические услуги, что играет на руку небольшим фирмам, ведь их ценовая политика гибче, чем у гигантов рынка.

 Крупные фирмы разваливаются из-за конфликтов партнеров

"Когда у тебя куча денег, все выглядит просто, — говорит Кристоф Эк, управляющий партнер Gide Loyrette Nouel. — Но когда приходит кризис, удерживать компанию на плаву стало чрезвычайно сложно. За последние несколько лет рынок сжался, денег стало меньше, поэтому отношения между партнерами в крупных юрфирмах испортились. Возникли сомнения в правильности выбранной стратегии развития, специализации или позиционировании на рынке".

Споры между партнерами по поводу стратегии развития фирмы часто становятся причиной ухода части команды. Например, в июне 2010 года крупная французская фирма Wilinski Scotto & Associés потеряла часть юристов, которые, отделившись, создали Scotto & Associés.

Залог успеха некрупных юрфирм: специализация на одном-двух отраслях права

"В кризис мы решили избавиться от непрофильных практик, — поясняет Жан-Франсуа Луи, партнер Wilinski Scotto & Associés. — Клиенты считают, что мы лучшие в области налогов и трудовом праве, поэтому решено было сконцентрироваться именно на этих областях".

По такому пути пошли многие. Десять лет назад во Франции существовало по меньшей мере шесть очень крупных юрфирм, сегодня же на рынке осталось всего две-три компании, которым удалось справиться с трудностями и избежать ухода части команды.

Если раньше крупные фирмы росли в основном за счет поглощения бутиков, то сегодня мало у кого есть желание следовать такой стратегии развития. Поэтому неисключено, что через несколько лет на французском рынке останется две-три большие юрфирмы, но будет множество бутиков.

При подготовке статьи использованы материалы The Lawyer