Еврокомиссия намерена подать иски к властям Германии, Франции, Австрии и Финляндии из-за платежей, уплачиваемых авиакомпаниями этих стран за перелеты над территорией России.
По мнению Еврокомиссии, если какая-либо из стран ЕС заключает с Россией договор, то это соглашение должно автоматически распространяться и на авиакомпании всех остальных стран Евросоюза. В результате Еврокомиссия намерена добиться признания незаконными существующих соглашений об авиасообщении между отдельными странами и Россией.
Транссибирский маршрут является кратчайшим и наиболее выгодным путем в Азию для европейских авиакомпаний. Однако для получения доступа к нему иностранным перевозчикам приходится заключать соответствующие соглашения с "Аэрофлотом" (уполномочен государством) и платить ему роялти (сборы за пролет над российской территорией). В Евросоюзе неоднократно выступали против этой практики, называя ее непрозрачной и нарушающей принципы конкуренции.
Ежегодно компенсационные выплаты в адрес России осуществляют около 20 иностранных авиакомпаний, по данным Еврокомиссии, в 2008 году их объем составил 420 миллионов долларов.
Россия обещала отменить взимание роялти с 2013 года, когда с ЕС был подписан предварительный протокол о присоединении России к ВТО. Однако Москва до сих пор так и не представила графика отмены этих выплат, увязывая этот вопрос с вступлением России в ВТО.
Российский авиационный рынок считается одним из самых закрытых в Европе.