В Высоком суде Великобритании завершился длившийся более пяти лет судебный процесс по иску компании "Совкомфлот" и ее дочерних компаний к бывшим руководителям. Вердикт по делу, ставшему известным как крупнейшее дело десятилетия в области судоходства, вынес судья Высокого суда Англии Эндрю Смит. Основными ответчиками по делу были экс-гендиректор "Совкомфлота" Дмитрий Скарга, бывший руководитель британской "дочки" Fiona Maritime Agencies Юрий Привалов, экс-президент "Новошипа" Тагир Измайлов, а также предприниматель Юрий Никитин и связанные с ним компании. Вину экс-руководителей пароходства доказать не удалось (см. документы по делу).
Компания пыталась взыскать ущерб от сделок 2001-2004 гг. (договоры на аренду судов, опционы по купле-продаже судов на "некоммерческих условиях или по явно заниженным ценам"). "Совкомфлот" заявлял, что в период с 2001 по 2004 годы компания понесла огромные убытки, к моменту рассмотрения дела составившие почти 800 миллионов долларов, в результате мошеннических действий бывшего российского нефтяного трейдера Юрия Никитина в сговоре с бывшими топ-менеджерами Совкомфлота — Дмитрием Скаргой, Юрием Приваловым и другими. Речь, в частности, идет о мошенничестве путем проведения крупномасштабных операций по продаже и обратному лизингу, а также по судам-новостройкам, тайм-чартерам, получению комиссий и финансовым сделкам.
У Скарги и Измайлова, ушедших в отставку в 2004-2005 г., был конфликт с тогдашним министром транспорта Сергеем Франком, указывается в материалах суда со ссылкой на показания ответчиков. Франк выступал за объединение "Совкомфлота" и "Новошипа", бывшие руководители пароходств были против. Именно Франк инициировал проверки сделок бывшего руководства, что и легло в основу иска. В отношении Привалова, Никитина, Скарги и Измайлова были возбуждены уголовные дела в России, но все к тому моменту жили в Великобритании. Российские следственные органы требовали их экстрадиции, но в Россию удалось вернуть только Привалова — в 2008 г. после ареста в Швейцарии. А "Совкомфлот" заключил с ним соглашение "о сотрудничестве" в судебном процессе.
По словам судьи Смита, суд крайне скептически воспринимал информацию от любой стороны. Большинство ключевых свидетелей "были готовы давать ложные показания", отмечает он. В итоге судья Смит принял решение о недоказанности противоправных действий Измайлова и Скарги. Признаны претензии лишь к Никитину — по эпизоду о "секретных комиссиях", которые тот получал от брокеров "Совкомфлота".
Общая сумма, присужденная группе "Совкомфлот" (включая "Новошип"), составила $35 млн, говорит заместитель гендиректора "Совкомфлота" по правовым вопросам Владимир Медников. Кроме того, на эту сумму должны быть начислены проценты за девять лет (с 2001 г. по дату выплаты) и, наконец, Никитин и связанные с ним компании должны компенсировать две трети судебных издержек "Совкомфлота", добавляет Медников. В итоге общая сумма, которую получит пароходство, составит около $60 млн, отмечает он. И это без учета выплат по мировым соглашениям с Clarkson, Приваловым и другими ответчиками (заключены в 2007-2009 гг.). По ним пароходство уже получило более $84 млн. То есть суммарно "Совкомфлот" должен получить около $150 млн, заключает он.
"Совкомфлот" сейчас рассматривает "вопрос целесообразности подачи апелляции" в апелляционную инстанцию Высокого суда Англии, говорит Медников. Пока не принято решение о целесообразности подачи исков в России. Тем не менее, в заявлении компании оворится, что она готова предпринять "все необходимые действия для взыскания убытков, понесенных акционерами компании". Скарга охарактеризовал итог разбирательства как "потрясающую победу".
В разделе Документы/Досье вы можете изучить некоторые судебные документы по делу "Совкомфлота".
TradeWinds, Ведомости