Арбитры института торговой палаты Стокгольма нашли свидетельства заинтересованности российского правительства в экспроприации имущества ЮКОСа. Об этом говорится в решении по иску держателя акций ЮКОСа британской компании RosinvestCo UK Ltd (с документом можно ознакомиться по ссылке). По мнению судей, имущество ЮКОСа было преднамеренно экспроприировано с целью получения активов компании в госсобственность, а также с целью оказания давления на политического противника.
На основании приведенных в документе фактов Стокгольмский арбитраж постановил взыскать с России $3,5 млн ущерба в пользу британской RosinvestCo UK Ltd, являющейся акционером ЮКОСа. RosinvestCo требовала деньги за потерю инвестиций в ЮКОС на основании Соглашения о взаимной защите капиталовложений между СССР и Великобританией от 1989 г. В соответствии со Ст. 5 данного документа не допускается незаконная экспроприация имущества компаний, т. е. экспроприация, происходящая не в общественных интересах, носящая дискриминационный характер по отношению к каким-то компаниям и не предусматривающая выплату компенсации акционерам в течение двух месяцев с момента передачи активов в госсобственность. Именно о дискриминации, как подтвердил суд, идет речь в случае с ЮКОСом.
Дискриминация в отношении ЮКОСа де-факто имела место, говорится в документе, поскольку (1) используемые ЮКОСом налоговые схемы применялись и другими компаниями и (2) к ЮКОСу были применены жесткие санкции, в то время как другим компаниям удалось уладить аналогичные проблемы на достаточно мягких для них условиях. Таким образом, суд делает акцент на избирательности преследования в деле ЮКОСа. Суд также отмечает, что интерпретация Налогового кодекса российскими властями различалась в случае ее применения к ЮКОСу и Роснефти.
Вторым аргументом суда стал порядок проведения налоговых проверок. В частности, в ходе повторной проверки, начатой в 2003 году одновременно с кампанией против ЮКОСа и занявшей три недели, налоговики обнаружили можнество нарушений, которые не были обнаружены во время предыдущей проверки, проходившей всего восемью месяцами ранее и продолжавшейся полгода.
Еще одним отмеченным судьями фактом стали итоги аукциона по продаже "Юганскнефтегаза". В результате действий государства, отмечает суд, иностранные компании не приняли участие в аукционе. В результате в торгах участвовали две подконтрольные государству компании. Победителем была признана не известная прежде компания "Байкалфинансгруп". Она была создана непосредственно перед проведением аукциона и исчезла сразу после его проведения, передав свои активы в распоряжение "Роснефти". То, что компания, у которой не было даже офиса, нашла $1,7 млрд для участия в торгах и действовала в интересах госкомпании "Роснефть", показывает, отмечает суд, что действия были частью схемы по получению государством контроля над активами ЮКОСа.
На основании приведенных доводов суд делает вывод, что действия государства в деле ЮКОСа были неоправданы и носили конфискационный харакер, что само по себе уже является нарушением Ст.5 Соглашения о защите капиталовложений. Хотя суд не препятствует праву государства на интерпретацию и применение налогового законодательства страны, в деле ЮКОСа речь идет о неправомерном применении подобной практики.
Иск британцев к России был подан в 2007 году (с текстом искового заявления можно ознакомиться по ссылке). Изначально истцы добивались взыскания сначала $75 млн, а потом более $200 млн из-за потерь инвестиций после "национализации" ЮКОСа. Значительное сокращение арбитрами суммы компенсации объясняется тем, что RosinvestCo купила акции в тот момент, когда против ЮКОСа были выдвинуты крупные налоговые претензии, и его крах можно было ожидать.
В декабре 2010 года Россия оспорила решение арбитров в государственном суде Швеции. Россия настаивает на том, что суд превысил свои полномочия, так как арбитры не могли исследовать вопросы налогообложения ЮКОСа в России. Также российская сторона заявляет о процедурной ошибке суда — отнесении бремени доказывания на Российскую Федерацию.
Как отмечалось ранее, Россия продолжает оспаривать решение, поскольку оно носит прецедентный характер для споров по соглашениям о защите инвестиций. Тот же стокгольмский арбитраж сейчас рассматривает иск от семи испанских инвестфондов — держателей ADR ЮКОСа, интересы которых представляет Renta 4 S.V.S.A. (размер требований не раскрывается). Ранее юрфирма Covington & Burling оценила потери инвесторов ЮКОСа в странах, которые имеют двусторонние договоры с Россией о защите инвестиций, более чем в $10 млрд.