ПРАВО.ru
Интерправо
25 ноября 2008, 14:18

Двойная игра

Двойная игра
Крушение Boeing-737 в Перми

Авиакатастрофу под Пермью разберут в Чикаго

Обычно любая «российская» авиакатастрофа превращается для пострадавших, их родственников, отечественных авиакомпаний и страховщиков в настоящую пытку. Хаос, царящий на рынке, просматривается в такие моменты более отчетливо, и компании на этом фоне становятся бледнее обычного, теряя лоск, а зачастую и лицо. Трагедия, произошедшая под Пермью 14 сентября, явно не вписывается в общую картину «воздушного» бизнеса. 

Не вписывается, прежде всего, потому, что авиакомпания, которой принадлежал рухнувший «Боинг», сразу оказалась как бы в стороне. Более того, крупнейший российский перевозчик, компания «Аэрофлот», заботясь о собственной репутации, решил откреститься от «дочки», самолет которой потерпел крушение. «Аэрофот-Норд», как и другие подконтрольные «Аэрофлоту» компании, в одночасье лишился авторитетного бренда. Скоропостижный «развод» смутил даже Министерство транспорта России. 

Впрочем, российский авиаперевозчик мог обойтись и без такого скандального демарша, учитывая, что на этот раз крайние были выявлены в США, и недостатка в них нет. Инцидент как бы вполне закономерно и логично переместился на родину рухнувшего «Боинга 737».

Разбор пилотов

Иск по делу о крушении лайнера был направлен в Чикаго. В суд обратился Алексей Афонасенков, сын которого погиб в авиакатастрофе. Ответчиков оказалось сразу три – компания Boeing, учебный центр по подготовке пилотов и Федеральное авиационное агентство США (FAA). Правда, в деле также фигурирует банк Wells Fargo, которому, якобы, принадлежало разбившееся судно и которое было передано в аренду компании ARN 737 Limited («Аэрофлот» сообщил, что лайнер принадлежал компании Pinewatch Limited). В связи с этим сейчас определяется статус банка в «пермском» деле. 

Пока в России изучают обломки лайнера и моделируют произошедшее, в США собирают данные об экипаже самолета и компаниях, которые могут быть причастны к авиакатастрофе. В данном случае речь в большей степени идет о FAA, которое обязано осуществлять надзор за учебными летными центрами и контролировать процесс подготовки пилотов. Соответствующие запросы были оформлены юридическими компаниями Nolan Law Group и Ribbeck Law Chartered.  

О том, что пилоты были плохо подготовлены и поэтому причины катастрофы надо искать именно в США, заявил министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. В «Аэрофлот-Норд» при этом подтвердили, что командир разбившегося лайнера проходил обучение в одном из тренировочных центров в 2006 г. и налетал на «Боинге» 452 часа. Второй пилот также окончил американские курсы. 

Сгустил краски глава Росавиации Геннадий Курзенков. Он озвучил предварительные выводы о том, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. При этом Курзенков заявил, что экипаж представил фальшивые документы о прохождении подготовки к выполнению полетов на самолетах Boeing. «Аэрофлот-Норд» этого почему-то не заметил и о недостаточной квалификации своих пилотов предпочел не распространяться. 

Либо суд, либо расследование

О предварительных результатах расследования авиакатастрофы будет известно в начале декабря. Примерно в это же время в США пройдут слушания дела по существу. Сложно себе представить, чтобы результаты расследования российской стороной совпали, в конечном счете, с выводами американского суда. Хотя бы даже теоретически.