Президент Венгрии Пал Шмитт подписал новую Конституцию. Последняя версия основного закона страны вызвала как раскол в венгерском обществе, так и резкую критику со стороны Евросоюза, председателем которого в этом году является Венгрия. Конституцию характеризуют как несоответствующую европейским стандартам в области прав человека. Кроме того, главный закон страны может исказить сбалансированную систему разделения властей, существенно урезав права судов.
По мнению противников принятия Конституции, документ, который должен вступить в силу с 1 января 2012 года, может быть использован правящей правоцентристской партией "Фидес" (Венгерский гражданский союз) для укрепления своих позиций. Именно эта партия, возглавляемая премьер-министром страны Виктором Орбаном, и была инициатором замены прежнего основного закона страны от 1949 года на новый, более соответствующий современным реалиям. Документ был разработан в кратчайшие сроки — на это ушло всего несколько недель, и в апреле текст документа был представлен на рассмотрение парламента.
Что касается содержащихся в документе изменений, то внимание сразу привлекает то, что Венгрия перестает именоваться республикой, как это было последние 62 года. Однако наиболее спорные моменты возникли вокруг изменений, коснувшихся судебной системы.
Так, значительно урезаются права Конституционного суда. Конституционный суд теряет право выносить решения по делам, исход которых может повлиять на бюджетную политику страны. По новой Конституции, восстановление права суда решать вопросы налогово-бюджетной и денежно-кредитной сферы возможно только в условиях снижения госдолга до уровня ниже 50% от ВВП. Сейчас госдолг Венгрии составляет 80% ВВП – это самый высокий показатель по всей центральной Европе. Снижение госдолга является приоритетом экономической политики страны. Ласло Солиом, бывший председатель Конституционного суда, назвал измененное положение Конституции циничным, заметив, что барьер в 50% госдолга для Венгрии – это иллюзия и уровень, достижения которого точно не увидит нынешнее поколение.
Также недовольство судейского сообщества вызвало и положение о снижении пенсионного возраста с 70 до 62 лет. Ведущие судьи страны сочли подобный шаг политической атакой на независимый суд, поскольку мера существенно замедлит судопроизводство и повлияет на исход тысяч дел, которые будут переданы новым судьям. К тому же, нововведение позволит правящей партии заменить ряд ведущих судей собственными ставленниками.
В соответствии с новой Конституцией многочисленные вопросы, в то числе семейное право, вопросы пенсионной системы и налогообложения, которые находятся в ведении правительства, будут регулироваться так называемыми Основными законами (Cardinal Acts). При этом Основные законы будут приниматься и изменяться только при одобрении двух третей парламента, Конституционный суд же вносить изменения в эти законы не сможет. Подобное положение, опасаются эксперты, может позволить нынешнему правительству поменять юридическую систему в долгосрочной перспективе.
Также исполнительные органы получают больше власти над судами и СМИ, а премьер обретает реальные рычаги для запуска несложной процедуры роспуска парламента.
Опасения в связи с новой венгерской Конституцией высказали не только внутри страны. Предметом опасений стало апеллирование в тексте Конституции к реалиям, ассоциирующимся со средневековым венгерским государством, территория которого была почти втрое больше нынешней. Кроме того, беспокойство соседних стран вызвало заявление, что "Венгрия, руководствуясь идеей единства венгерской нации, несет ответственность за судьбу живущих за ее пределами венгров" — за пределами Венгрии проживает свыше 3 млн представителей этого народа, в том числе в Румынии — почти 1,5 млн (7% населения), в Словакии — 0,5 млн (около 10%), в Сербии — 0,4 млн (5%). Учитывая то, что правительство Венгрии проводит программу по раздаче венгерских паспортов проживающим на территории страны соотечественникам, подобные утверждения могут вылиться в конфликты с соседними государствами.
Опасения Хельсинского комитета также вызвало и то, что граждане Венгрии, проживающие за границей, получают право голосовать, в то время как их не коснутся политические последствия их собственного выбора.
Либералы, в свою очередь, недовольны и тем, что новая Конституция закрепляет христианско-консервативные ценности. Так, например, критике подвергли "право на жизнь с момента зачатия" — в этой трактовке просматривается фактический запрет на аборты. Критики также усмотрели в новом законе дискриминацию по отношению к гомосексуалистам и другим лицам с нетрадиционной ориентацией.
В мае в Будапеште по поручению ПАСЕ начнет работу Европейская комиссия за демократию через право, которая занимается анализом законов и законопроектов, затрагивающих проблемы конституционного права. В июне комиссия сообщит о своих выводах о соответствии нового венгерского основного закона демократическим нормам.
The Wall Street Journal, Коммерсант