Интернет-аукциону EBay придется более тщательно контролировать появляющиеся на сайте товары и избегать рекламы продукции, нарушающей права на товарный знак других предприятий. В противном случае аукцион можно будет привлечь к ответственности, следует из решения Европейского суда по иску L’Oreal к EBay. Это дело рассматривалось по инициативе британских судей после того, как национальные суды Франции и Бельгии сочли действия интернет-аукциона по предотвращению появления контрафакта на сайте достаточными и отклонили претензии крупнейшей в мире косметической компании.
Конфликт между L’Oreal и EBay возник в 2007 году. Компания обвинила интернет-аукцион в нарушении прав на торговую марку, указывая, что он активно участвовал в продвижении контрафактных товаров на европейских сайтах. На письмо с просьбой урегулировать ситуацию представители EBay не ответили, после чего L’Oreal обратилась в суд. Камнем преткновения стали особенности поиска, которые, по мнению истцов, способствовали распространению подделок. В частности, речь идет о приобретении EBay защищенных торговой маркой слов, которые должны привести пользователей поисковых систем на сайт интернет-аукциона через спонсорские ссылки. L’Oreal заявляла, что такая практика способствует более быстрому нахождению поддельной продукции, в то время как представители EBay настаивали, что она предназначена только для рекламы интернет-аукциона.
Теперь, согласно решению Европейского суда, операторы интернет-аукционов несут ответственность за продажу на их сайтах поддельных товаров в случае, если они знали о подделке, но не заблокировали доступ к товарам или способствовали их продвижению. Оператор также обязан оказать содействие при идентификации продавцов поддельных товаров.
L’Oreal довольна. Лоуренс Балмайер, пресс-секретарь компании, заявил, что решение Европейского суда соответствует позиции, которую L’Oreal занимала на протяжении нескольких лет, и применимо ко всем подобным делам, рассматриваемым на территории Евросоюза. “Национальные суды должны иметь право обязать операторов интернет-аукционов принять меры для предотвращения продаж поддельной продукции, продукции без упаковки и продукции, продаваемой без лицензии производителя", — сказал Балмайер.
EBay, впрочем, тоже демонстрирует отсутствие каких-либо опасений относительно своей деятельности. "Представители EBay с самого начала надеялись, что решение Европейского суда поможет создать достаточную правовую основу для урегулирования споров о товарных знаках между ней и L’Oreal, — отметил Штефан Кравчик, директор EBay по связям c европейскими правительствами. — Это решение проясняет ряд вопросов и гарантирует, что в Европе все бренды могут продаваться онлайн". Он также указал, что, во-первых, многие вопросы по-прежнему будут решаться в национальных судах, и, во-вторых, практика работы его компании существенно изменилась. "Мы существенно продвинулись, — сказал он. — На настоящий момент мы выполняем большую часть из выдвинутых условий".
Ранее решения, принимаемые судами по подобным делам, часто оказывались противоречивыми. Так, в прошлом году Окружной суд Парижа обязал EBay выплатить компенсацию в $316500 за нарушение эксклюзивных прав компании на торговую марку Louis Vuitton, принадлежащую LVMH (компании принадлежат бренды Christian Dior, Kenzo, Guerlain и другие). По другому делу о нарушении прав LVMH — на этот раз при продаже на сайте парфюмерии — ЕBay был оштрафован на 1,7 млн евро за нарушение запрета французского суда на продажу парфюмерии без лицензии производителя. В то же время в апреле 2010 года суд в Нью-Йорке постановил, что EBay не несет ответственности за продажу фальшивых ювелирных изделий под маркой Tiffany.