Наиболее ответственными на выборах-2008 в США оказались состоятельные юристы
Барак Обама не просто стал президентом США, он установил новый абсолютный рекорд. На проведение предвыборной кампании его звездно-демократической команде удалось собрать, по версии Федеральной избирательной, комиссии около $750 млн. Эта сумма перекрыла частные пожертвования на всех вместе взятых кандидатов на президентское кресло в 2004 г. Это особенно символично в свете приближавшегося финансового кризиса. Не менее символично и то, что кассу Обаме «сделали» главным образом юристы. Судя по всему, о результате никто не жалеет, в том числе сам президент. Он изначально сделал правильный выбор, положившись на тех, с кем раньше учился и работал.
Если верить Орлану Джонсону, партнеру юридической фирмы из Филадельфии Saul Ewing LLP, треть комитета Обамы по вопросам финансирования (всего порядка 300 человек) составляли именно юристы. Комитет, по словам Джонсона, являлся естественной средой общения, в которой он привык вариться. Кроме того, это клуб по интересам, и новые контакты никогда не повредят. «Это возможность помочь кандидату… но это также еще и возможность пообщаться с людьми, с которыми ты мог никогда не встречаться раньше, в других обстоятельствах», — полагает Джонсон.
Юристы в прямом смысле вкладывались в будущего президента, делая посильные взносы и тут же тратя их на привлечение сознательного электората, жаждущего перемен (на выборы Обама шел с красивым лозунгом “Перемены, в которые Вы можете верить“ – авт.). В итоге прямые поступления от юристов и сотрудников юридических компаний превысили $27 млн. Особенно отметилась одна из старейших в мире юридических фирм WilmerHale ($383 024). Далее по списку идут Sidley Austin ($370 916), Skadden Arps ($360,409), Latham & Watkins ($328 879). Замыкает пятерку Jones Day ($309 960).
Весомую поддержку Маккейну оказал Стивен Филлипс, партнер DLA Piper — самой крупной юридической компании на американском рынке (по версии National Law Journal). По словам Филлипса, он приложил немало усилий, чтобы привлечь внимание своих коллег к программе республиканцев.
Таким образом, у обоих кандидатов в президенты США — свои лоббисты в правовой сфере. Рынок был в буквальном смысле поделен на два сектора — Lawyers for Obama и Lawyers for McCain, соответственно. Но на этом поле сильнее оказался все же афроамериканец, за плечами которого как-никак богатая «практика». Он окончил Гарвардскую школу права, некоторое время был редактором Harvard Law Review, преподавал в Школе права Чикагского университета, в разное время работал в юридических фирмах Sidley & Austin, Hopkins & Sutter (в 2000 г. объединилась с Foley & Lardner). Разумеется, американским юристам он оказался ближе и понятнее. Причем даже для Вашингтона, где о Бараке Обаме слышали не очень много и где репутация дорогого стоит. Тем не менее, сборы в пользу демократа здесь в 3 раза превысили сумму пожертвований на кампанию Маккейна – $1,5 млн. против $450 тыс.