В Высоком суде Лондона продолжаются разбирательства между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем. Накануне суд продолжил рассмотрение показаний свидетелей со стороны первого из них. Однако ключевым вопросом стали не факты, касающиеся обстоятельств дела, а предполагаемая плата за поддержку опального российского олигарха в суде.
Накануне в Высоком суде Лондона стало известно, что два свидетеля со стороны Бориса Березовского получат до $140 млн в случае его победы в процессе против бывшего партнера Романа Абрамовича. Как выяснилось, Наталья Носова, занимавшая должность заместителя гендиректора "Логоваза", и ее муж Майкл Линдли, менеджер по работе с частными клиентами, получат 1% от возможной компенсации Березовского в соответствии с условиями контракта, подписанного ими в октябре 2009 года (Березовский требует от Абрамовича $5,56 млрд в качестве компенсации потерь, вызванных продажей под давлением по заниженной цене акций "Сибнефти" и "Русала").
“Ваша светлость, соглашения были заключены… как результат моего согласия предоставить г-ну Березовскому и, в случае его смерти, что особенно важно, его семье, помощь в восстановлении его активов. Это основной момент. Соглашение было предложено г-ном Березовским… потому, что он был обеспокоен тем, что процесс должен продолжиться в случае его смерти”, — эти слова Носовой судье Элизабет Глостер, председательствующей на процессе, приводит Financial Times.
На вопрос адвоката Абрамовича Джонатана Сампшна, почему Носова не сообщила суду раньше о наличии подобного соглашения, когда она давала свидетельские показания по другому делу Березовского, так называемому делу North Shore, она ответила, что причиной было исключительно то, что никто не задал ей вопрос на эту тему.
Ранее адвокат Березовского Лоренс Рабиновитц спросил у своего клиента, зависит ли процент, который будет получен свидетелями в случае успеха процесса, от того, насколько благоприятными для Березовского будут показания. “Абсолютно нет”, — ответил Березовский, подчеркнув, что деньги являются своего рода признанием труда, который уйдет на подготовку к делу.
Вопрос о денежной компенсации свидетелям со стороны Березовского обсуждается на процессе уже не в первый раз. Ранее речь шла о бизнесмене Михаиле Черном, в прошлом совладельце компании Trans World Group, контролировавшей большинство алюминиевых заводов в России и часть других металлургических производств. Черной — один из ключевых свидетелей Березовского — выступит в суде по видеосвязи, поскольку Интерпол по инициативе Испании выдал ордер на его арест по обвинению в отмывании денег (Черной обвинения в свой адрес отрицает). По версии адвоката Абрамовича, Березовский обязался заплатить Черному 5% от суммы, причитающейся в случае победы (около $300 млн. с учетом обязательных отчислений от суммы иска). По словам самого Березовского, он не обсуждал условия участия Черного в судебном процессе, однако отметил, что даст Черному деньги, если у того "не будет хватать денег на жизнь".
Что касается содержательной части показаний Носовой, она подтвердила, что ныне покойный бизнесмен Бадри Патаркацишвили, партнер Березовского и Абрамовича, рассказал ей о встрече с ними в шато на французской Ривьере в 2000 году. Напомним, что факт встречи и содержание произошедшего на ней разговора являются одним из ключевых спорных вопросов процесса. По ранее изложенной суду версии Березовского, в ходе встречи Абрамович должен был согласовать условия сделки, по которой контроль над российским телеканалом "ОРТ" переходил от Березовского к российским властям на условиях освобождения из тюрьмы его друга, заместителя гендиректора "Аэрофлота" Николая Глушкова. Абрамович, в свою очередь, настаивает, что встречи во Франции не было.
***
С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы наиболее интересных судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".
Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь.Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.
Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.
В общей сложности слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.