Французский следователь в среду предъявил обвинения фотографу Франсуа-Мари Банье, приближенному наследницы L'Oreal Лилиан Бетанкур, и его спутнику Мартину д'Оржевалю. Оба они обвиняются в злоупотреблении доверием богатейшей женщины Европы.
Оба обвиняемых подозреваются в присвоении более 100 млн евро в 2006 — 2009 годах в результате злоупотребления слабостью и ослаблением умственных способностей Лилиан Бетанкур. По данным французских СМИ, Банье и его друг получили от Бетанкур, соответственно, 103 и 23 млн евро в форме страхования жизни, денежных пожертвований и в виде дорогих произведений искусства. После предъявления обвинений они были освобождены, но взяли на себя ряд обязательств перед судом.
Банье и д'Оржеваль стали первыми обвиняемыми в рамках громкого процесса наследницы империи L'Oreal. Расследование началось в 2007 году после того, как дочь и наследница богатейшей француженки Франсуаза Бетанкур-Майерс подала в суд на Банье за выманивание подарков и денежных пожертвований. Бетанкур-Майерс заявила, что Банье обманным путем, воспользовавшись уязвимым положением ее матери, вынудил ее подписать ряд контрактов, подарить ему дорогие произведения искусства, в том числе Пикассо и Матисса, а также другие ценные вещи на общую сумму почти в 1 миллиард евро. Сама Лилиан Бетанкур все заявления дочери отрицала, утверждая, что она полностью дееспособна и сама может распоряжаться своим состоянием, в том числе делать столь дорогие подарки своим друзьям.
Семейная междоусобица, между тем, послужила причиной для расследования финансовой деятельности пожилой миллиардерши. В скандал оказались также втянуты президент Франции Николя Саркози и его ближайший сподвижник - министр труда Эрик Верт. Дело в том, что в июне 2010 года стало известно о тайных записях разговоров Лилиан Бетанкур, сделанных дворецким миллиардерши, которые якобы свидетельствуют о провалах в памяти у Лилиан Бетанкур (это отрицают адвокаты Банье) и о том, что она очень подвержена влиянию тех, кто ее окружает. Однако эти же записи, как оказалось, говорят о финансовых операциях — выводе миллиардов евро за границу для ухода от налогов, а также о поддержке, которую оказывала наследница L'Oreal правительству Николя Саркози. По мнению следствия, в обмен на эту финансовую поддержку компании L'Oreal была обеспечена защита от претензий налоговых органов. Бетанкур не сообщила государству о 78 миллионах евро, которые якобы находятся на ее счетах в Швейцарии. Французские налоговики потребовали вернуть недоплаченные деньги в казну.
После долгих судебных разбирательств в октябре 2011 года суд решил поместить 89-летнюю Бетанкур под опеку ее дочери и двух внуков. Этому предшествовало медицинское обследование, в результате которого, по данным СМИ, врачи обнаружили у больной "слабоумие смешанного типа" и "болезнь Альцгеймера в умеренно тяжелой форме". Заключение врачей усугубило положение находящихся под подозрением друзей миллиардерши, поскольку подарки, предположительно, были получены уже во время болезни Бетанкур. Адвокаты наследницы L’Oreal Лилиан Бетанкур подали в суд ходатайство о приостановлении решения об опеке.
В рамках расследования следствие также распорядилось арестовать бывшего управляющего состоянием Бетанкур Патриса де Местра. Он был задержан в среду в парижском аэропорту и доставлен в тюрьму.