Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по резонансному "Катынскому делу", назвав Россию виновной в бесчеловечном отношении к родственникам жертв трагедии, а также в нарушении ее обязательств перед самим судом. Одновременно в Страсбурге решили не высказывать свое мнение по поводу самой резни и ее расследования, так как эти события случились до ратификации Россией Европейской Конвенции.
"Катынской трагедией" (иногда "резней" или просто "Катынью") обычно называют расстрел офицеров армии, судей, учителей и других поляков, произведенного силами НКВД в Катынском лесу, а позднее — в нескольких лагерях интернирования в СССР. В 1940 году советские войска вошли в Польшу и взяли в плен более 300 тысяч жителей. Из них почти 22 тысячи погибли в заключении или были казнены. Во время Нюрнбергского процесса прокуроры из страны советов переложили вину за Катынь на нацистов, и "резня" была официально внесена в список преступлений фашистской Германии.
Существовали и альтернативные версии событий. Впервые о массовых убийствах под Смоленском заговорили сами нацисты в 1943 году, когда во время наступления обнаружили масштабные захоронения расстрелянных поляков, но в Нюрнберге слушать немцев, конечно, не стали. В начале 50-х в США была создана комиссия Конгресса по Катыни, пришедшая к заключению о вине офицеров НКВД и лично Сталина, Молотова и Берии. Белый дом, однако, не дал хода этим материалам. Наиболее вероятно, что президент Трумен просто не рискнул повысить градус начинавшейся холодной войны, либо же решил приберечь этот аргумент.
С падением железного занавеса доживающий свой последний год СССР пересмотрел позицию по Катыни: свет увидели ряд официальных документов, подтверждающих вину НКВД. Было инициировано расследование, которое длилось до 2004 года, когда военная прокуратура прекратила дело в связи со смертью подозреваемых. Его результаты были опубликованы лишь частично в связи с положением о государственной тайне.
Свою жалобу в ЕСПЧ 15 родственников жертв Катыни направили в 2007 году, требуя признать расследование неэффективным, а трагические события весны 1940-го — военным преступлением. Заявители просили рассмотреть их дело в свете ст.2 и 3 Конвенции по правам человека, декларирующих право на жизнь и запрещающих пытки и любое бесчеловечное обращение с заключенными. В октябре 2011 года суд провел окрытые слушания по делу, которое официально называется "Яновец и другие против России", подчеркнув таким образом его значимость (подробнее читайте здесь).
В решении ЕСПЧ, озвученном сегодня, подчеркивается, что при рассмотрении этого дела Россия нарушила ст.38 Конвенции (процедура рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и процедура мирового соглашения), отказавшись предоставить постановление о прекращении расследования "катынского дела" в России. Результаты его были засекречены в 2004 году, а требование ЕСПЧ снять с документов соответствующий гриф власти проигнорировали, мотивировав это положениями внутреннего законодательства. Страсбургский суд напоминает, что отказ выполнить требования ратифицированного международного соглашения под предлогом противоречия национальным правовым актам идет в разрез с Венской конвенцией о праве международных договоров.
Интересна также и часть решения, в которой ЕСПЧ отказался давать оценку эффективности и адекватности самого расследования, потому что большая его часть была проведена до ратификации Россией Конвенции в 1998 году. Таким образом, суд не стал создавать прецедент, который мог бы наводнить и так перегруженный ЕСПЧ еще и исками родственников жертв войн многовековой давности.
Но непосредственная вина государства перед поляками все-таки обнаружилась. Страсбургский суд зафиксировал нарушение ст.3 Конвенции (запрет на бесчеловечное обращение) по отношению к 10 из 15 заявителей. Ответственность России, согласно решению, состоит именно в том, что власти засекретили большинство катынских документов, из-за чего ближайшие родственники убитых не смогли выяснить обстоятельства их смерти и даже найти места захоронения. При этом пяти авторам коллективной жалобы было отказано: они не близкие родственники или так и не узнали при жизни жертв Катыни.
ЕСПЧ, учитывая "исключительность данного дела", не стал назначать денежные компенсации для заявителей (кроме судебных издержек), назвав "само признание нарушения их прав" соразмерной компенсацией.