В английском Брайтоне стартовала конференция, на которой представители стран из Совета Европы будут решать судьбу Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В стане принимающей стороны сразу же случился раскол: министр юстиции поддержал реформу, а глава Страсбургского суда, тоже британец, высказался категорически против.
Изменения в ЕСПЧ назрели давно. Суд явно не справляется с потоком жалоб, которые рассматриваются как правило по несколько лет. Так, в настоящий момент 150000 заявлений ждут своей очереди на полках в Страсбурге. Великобритания же предложила передать часть компетенции ЕСПЧ на уровень национальныех судов, чтобы те выступали в качестве фильтра для откровенно необоснованных исков. Новый принцип призвана закрепить "брайтонская декларация" (подробнее о ее содержании читайте здесь). "Комплекс изменений в ЕСПЧ даст гарантии, что дела о самых вопиющих нарушениях не будут рассматривать скандальное количество времени, — заявил вчера глава британского Минюста Кен Кларк, слова которого приводит The Guardian, — Я обеспокоен прогрессом суда куда более, нежели [его председатель] сэр Николас Братца".
Братца, возглавляющий ЕСПЧ, уже давно критикует инициативы своих соотечественников. Он говорит, что страсбургским судьям "сложно усмотреть нужду или какую-то высшую мудрость в попытках ввести принцип субсидиарности (так официально именуют главное положение реформы – передача части полномочий национальным судам) в Конвенцию. По его словам, что у ЕСПЧ достаточно инструментов, чтобы исполнять возложенную на него правовую роль, а проблема в другом: на скорость рассмотрения дел влияет исключительно размер бюджета суда, недостаточный для эффективного функционирования. Британский судья добавил также, что ЕСПЧ использует практику отклонения исков по делам, в достаточной мере исследованным в "домашних" судах и выразил удовлетворение тем фактом, что принятие "брайтонской декларации" откладывается.
Эксперты также не смогли придти к общему знаменателю в вопросе о реформе. Филипп Сэндс из Лондонского университета права поддерживает министра Кларка. "Брайтонская декларация только усилит правоохранную роль ЕСПЧ, к тому же реально остановит поток жалоб", — сказал он. С ним не согласен Филипп Лич из Городского университета Лондона. "Эти изменения обсуждались десятилетиями, и каждый раз доказывали свою несостоятельность. Очевидно, что Конвенция [о защите прав человека и основных свобод] не нуждается в корректировке".
Изменения в преамбулу Конвенции вступят в силу, когда все 47 стран Совета Европы подпишут декларацию. Это планируется сделать до конца апреля. Полная же реализация реформы потребует принятия нового протокола к ЕКПЧ, а затем это документ должен будет пройти ратификацию во всех европейских странах. Ранее поправки к Конвенции задерживались на несколько лет из-за медлительности России, напоминает The Guardian.