ПРАВО.ru
Интерправо
28 мая 2012, 17:36

Отправители СМС не будут отвечать за то, что их сообщения привели к аварии, постановил американский суд

Отправители СМС не будут отвечать за то, что их сообщения привели к аварии, постановил американский суд

В пятницу суд американского штата Нью-Джерси постановил: нельзя привлечь лицо к ответственности за то, что оно якобы "поспособствовало" аварии, отправив СМС-сообщение находящемуся за рулем человеку. Необычный иск против девушки-подростка Шеннон Колонна (Shannon Colonna) подали две жертвы ДТП. Но, что любопытно, за рулем автомобиля была вовсе не Колонна.

21 сентября 2009 года 19-летний Кайл Бест (Kyle Best), возвращаясь с тренировки по плаванию, не справился с управлением и влетел на своем пикапе в мотоцикл Дэвида и Линды Куберт (David и Linda Kubert). Куберты остались живы, но получили тяжелые травмы. Узнав, что сидящий за рулем Бест в момент ДТП отвечал на сообщение, которое ему отправила Колонна, потерпевшие попросили суд привлечь ее к делу в качестве соответчика. По их мнению, отправляя СМС, девушка знала или должна была знать, что ее друг в тот момент находится в дороге, следовательно, стала косвенной виновницей аварии.

Комментируя необычный иск, Куберты пояснили, что они просто попытались расширить такие правовые категории как пособничество и соучастие, перенеся их из устоявшихся в практике составов на новый круг обстоятельств и применив такое традиционное понятие гражданского правонарушения, как причинно-следственная связь.

В ходе следствия было установлено, что Бест первый отправил СМС 17-летней Колонне в 5:47.56, получил от нее ответ в 5:48.23, ответил девушке в 5:49.07, а уже в 5:49.15 оператор службы спасения зафиксировал его звонок с сообщением об аварии. Эта информация позволила судье Дэвиду Рэнду (David Rand) заключить, что именно водитель Бест инициировал обмен сообщениями, послав первую СМС, а стало быть, именно он является виновником аварии.

Девушка подтвердила, что они с Бестом на протяжении некоторого времени вели активную переписку, отправляя друг другу в среднем по 100 СМС в день. Из этого истцы Куберты сделали вывод, что Колонна, поддерживая с виновником ДТП тесную связь, должна была достаточно точно знать его расписание. Кроме того, заявили они в суде, обмен СМС-сообщениями стал для обоих подростков рутинными действием, которое они совершали неоднократно в течение многих дней, в том числе и тогда, когда Бест находился за рулем.

Адвокат девушки, в свою очередь, категорически опроверг все обвинения в ее адрес. "Не существует обязанности не посылать сообщения человеку, который находится за рулем, и было бы нечестно возлагать подобную обязанность на отправителя, поскольку он не может знать где, когда и как получатель будет читать и отвечать на их СМС", — заявил он во время слушания.

Ожидаемо, судья Рэнд сообщил, что не смог найти прецедента, который мог бы быть взят за основу при разрешении дела Беста. Наиболее похожим оказалось дело о ДТП с участием трактора. Истцы обвинили систему связи машины в том, что она позволяла диспетчеру отправлять текстовые сообщения водителю во время движения трактора. Именно на подобное сообщение и отвлекся водитель за несколько секунд до столкновения. В настоящий момент окончательного решения по этому делу не вынесено, и она находится на рассмотрении в апелляционной инстанции.

Бест признал себя виновным в неосторожном вождении и выезде на встречную полосу, а также неосмотрительном использовании мобильного телефона. Его приговорили к условному наказанию и штрафу, а также предписали посетить несколько школ и рассказать школьникам и студентам об опасности использовании мобильного телефона за рулем.

Адвокат Кубертов после оглашения вердикта суда сообщил, что намерен его оспорить. Но, по его словам, истцы добились главного – привлекли внимание общественности, и возможно кто-то задумается насколько это опасно отправлять сообщение человеку, находящемуся за рулем, сообщает New Jersey Law Journal.