Кризис в очередной раз добрался до украинской судебной системы. Крайне болезненный вопрос о том, кто имеет право распределять административные должности в судах, поднял заместитель генерального прокурора страны Ренат Кузьмин. И не просто поднял, а прямо заявил: около трети председателей судов и их заместители, назначенные на должности Советом судей, должны снять с себя «незаконные» полномочия. Попутно Кузьмин задумался о том, кому все-таки на руку происходящее и кто контролирует украинские суды? Как и раньше, все претензии обращены к Совету судей Украины, который, по мнению ряда официальных лиц, слишком много на себя берет.
Как это было?
Трения на самом высоком уровне начались еще в 2007 г. после того, как Конституционный суд Украины (КСУ) признал не соответствующими основному закону страны отдельные положения закона «О судоустройстве Украины». Решение напрямую касалось процедуры назначения судей на административные должности в судах. Раньше этим вопросом занимался украинский президент, однако в Конституции об этой функции главы государства не говорится ни слова. Более того, выяснилось, что регламент назначения руководства в судах вообще нигде не прописан – судьи фактически оказались предоставлены сами себе.
Смириться с этим не смогла Верховная рада, которая 30 мая 2007 г. постановила: все полномочия касательно назначения председателей судов и их заместителей временно передаются Высшему совету юстиции Украины. Предполагалось, что в ближайшем будущем все встанет на свои места — необходимая процедура будет четко прописана и закреплена в соответствии с Конституцией.
Раскол произошел после вмешательства Совета судей Украины (ССУ), который проигнорировал решение Верховной рады, взяв на себя «председательские» хлопоты.
Пострадавшие
Выеденное яйцо
Пока больше всех на восстановлении законного порядка настаивает Генпрокуратура Украины в лице Рената Кузьмина, которого поддерживает сам министр юстиции Украины Николай Онищук. «При любых условиях назначать руководителей судов не должен ни Парламент, ни правительство. По моему мнению, эту функцию можно отдать общим собраниям судей, пусть они сами среди себя определят старшего. Или приобщить к этому процессу Высший совет юстиции, но это потребует изменений в Основной закон», — сообщил Онищук в интервью украинскому изданию «Закон & Бизнес».