ПРАВО.ru
Интерправо
10 июля 2012, 20:40

Британский суд установит, "крышевал" ли Михаил Черной бизнес Олега Дерипаски

Британский суд установит, "крышевал" ли Михаил Черной бизнес Олега Дерипаски

В Великобритании продолжаются слушания по иску бизнесмена Михаила Черного против владельца алюминиевого гиганта "РУСАЛ" Олега Дерипаски. Ранее британских судей уже познакомили с такими российскими понятиями, как "крыша" и "доля", теперь же суд поближе познакомился с взаимоотношениями двух бизнесменов, сообщает Guardian.

Как выяснилось, Олег Дерипаска, который неоднократно называл Черного рэкетиром и криминальным элементом, приглашал его на семейные праздники и совместный отдых, а еще одного якобы бандита сделал крестным отцом своего ребенка.

В понедельник слушания в Высоком суде Лондона начались с выступления адвокатов Черного, которые разъяснили суду суть своих претензий. В настоящий момент разбирательство не затрагивает финансовые претензии Черного к Дерипаске – а они, ни много, ни мало, составляют почти $1 млрд. Пока суд должен только установить, действительно ли истец был законным и реальным деловым партнером Дерипаски, либо же он только "крышевал" его бизнес.

Именно на этой версии настаивает сторона ответчика. Дерипаска ранее неоднократно подчеркивал, что никаких деловых связей с Черным не имел, и все их отношения сводились лишь к получению протекции, которую последний стребовал с алюминиевого короля совместно с Сергеем Поповым и Антоном Малевским, за которыми в 1990-е годы стояли Подольская и Измайловская ОПГ.

Однако адвокат Черного Марк Ховард (Mark Howard) поставил под сомнение позицию Олега Дерипаски, сообщив суду, что поведение бизнесмена в те годы, когда он якобы страдал от рэкета, в эту версию не укладывается. Истец и ответчик проводили вместе время, встречались семьями, а Сергея Попова он даже попросил быть крестным отцом одного из своих отпрысков, заметил Ховард.

Процесс строится на платежах в размере $250 млн, которые Дерипаска сделал в адрес Черного в 2001 году, а также двух документах, статус которых, впрочем, весьма неоднозначен. Речь идет о "Соглашении номер 1" и "Приложении номер 1", которые бизнесмены подписали 10 марта 2001 года. Согласно этим документам, Черной получил вышеназванную сумму за продажу части своей доли в "Русском алюминии" (из которого позднее и вырос "РУСАЛ"). Дерипаска же утверждает, что соглашение лишь "прикрывало" выплату, которая в реальности являлась платой за "крышу". Также есть расхождения между сторонами в отношении "Приложения", в котором сообщается, что Дерипаска должен продать долю в "Русском алюминии" третьей стороне и не позднее чем через пять лет выплатить Черному компенсацию.

Дерипаска в Британии более известен как давний друг нескольких весьма влиятельных персон (в частности финансиста Нэта Ротшильда). Черной, который находится в международном розыске в связи с обвинениями в отмывании денег, сейчас проживает в Израиле. В процессе он будет участвовать с помощью видеоконференцсвязи.

Как ожидается, выступление Ховарда продлится два дня, после чего слово перейдет к представителям Дерипаски.

Напомним, что Михаил Черной подал иск в ноябре 2006 года, однако он был принят к рассмотрению Высоким судом Лондона только 3 июля 2008 года – после долгих дебатов суд признал, что дело должно рассматриваться в Великобритании, поскольку в России истец не может рассчитывать на справедливый суд "без неоправданного вмешательства госструктур".

Михаил Черной настаивает на том, что Олег Дерипаска был его деловым партнером и помогал ему строить "алюминиевую империю" в 1990-е. По заявлению Черного, после слияния в 2000 году активов "Сибирского алюминия" с активами Романа Абрамовича и образования "Русского алюминия" на его долю приходилось 20% акций новой компании, находившихся в доверительном управлении у Олега Дерипаски. Именно за эти акции, как утверждает истец, Дерипаска не расплатился. Уже после подачи иска – после объединения активов "Русского алюминия", Сибирско-Уральской алюминиевой компании и Glencore в марте 2007 года — этот пакет в "Русском алюминии" превратился в 13,2% акций ОК "Русал". Если исходить из рыночной стоимости компании, составляющей $8,5 млрд, речь идет об $1 млрд.