ПРАВО.ru
Интерправо
9 июля 2012, 14:09

В Высоком суде Лондона начинаются слушания по иску Черного к Дерипаске

В Высоком суде Лондона начинаются слушания по иску Черного к Дерипаске

Высокий суд Лондона сегодня приступает к рассмотрению иска Михаила Черного к Олегу Дерипаске. В центре спора — признание права собственности на 20% ОАО "Русский алюминий" (после слияния — 13,2% ОК "Русал").

Михаил Черной подал иск в ноябре 2006 года, однако он был принят к рассмотрению Высоким судом Лондона только 3 июля 2008 года – после долгих дебатов суд признал, что дело должно рассматриваться в Великобритании, поскольку в России истец не может рассчитывать на справедливый суд "без неоправданного вмешательства госструктур". Также судьи отметили, что в России велик риск преследования Черного по сфабрикованным обвинениям или его заказного убийства.

В иске, который был подан в ноябре 2006 года и принят к рассмотрению 3 июля 2008 года, Михаил Черной настаивает на том, что Олег Дерипаска был его деловым партнером и помогал ему строить "алюминиевую империю" в 1990-е, уточняет Financial Times. По заявлению Черного, после слияния в 2000 году активов "Сибирского алюминия" с активами Романа Абрамовича и образования "Русского алюминия" на его долю приходилось 20% акций новой компании, находившихся в доверительном управлении у Олега Дерипаски. Именно за эти акции, настаивает истец, Дерипаска не расплатился. Уже после подачи иска – после объединения активов "Русского алюминия", Сибирско-Уральской алюминиевой компании и Glencore в марте 2007 года — этот пакет в "Русском алюминии" превратился в 13,2% акций ОК "Русал". Если исходить из рыночной стоимости компании, составляющей $8,5 млрд, речь идет об $1 млрд, отмечает Bloomberg.

Олег Дерипаска и Михаил Черной познакомились, по различным данным, в конце 1993 или в начале 1994 г. На тот момент Дерипаска был директором компании АОЗТ "Алюминпродукт", занимавшейся торговлей алюминием, а компания Черного TCC, зарегистрированная в Монако, экспортировала из России железную руду, уголь и кокс. По поручению Черного, сотрудничавшего с Trans World Group, одним из основателей которой был его брат Лев Черной, Дерипаска начал скупать акции российских алюминиевых заводов, в первую очередь - АООТ "Саянский алюминиевый завод". К концу 1994 г. Дерипаска был назначен директором СаАЗа, а "Алюминпродукт" значился среди основных акционеров завода.

У Черного и Дерипаски сохранились различные воспоминания о тех событиях. По версии Черного, именно он финансировал покупку Дерипаской акций СаАЗа, а также по его рекомендациям правительству Дерипаска стал главой завода. Согласно версии Дерипаски, он покупал акции самостоятельно и начал делать это еще до партнерства с Trans World Group.В 1999 г. совместный бизнес Черного и Дерипаски вырос до создания промышленной группы "Сибирский алюминий", контролировавшей доли во многих крупных алюминиевых заводах России. Лев Черной к тому моменту вышел из партнерства со своим братом, который предпочел иметь дело с Дерипаской.

В 2000 г. Дерипаска начал сотрудничать с Романом Абрамовичем, на тот момент - акционером "Сибнефти", у которой тоже имелись крупные активы в алюминиевом бизнесе. Результатом партнерства стало создание компании "Русал", включавшей алюминиевые активы обоих бизнесменов. К 2004 г. Дерипаска сумел выкупить акции миноритариев, а также долю Абрамовича, в "Русале", став единоличным владельцем компании.

После создания "Русала" Черной как акционер "Сибала" наравне с Дерипаской (им принадлежало по 50% акций) получил право на 20-процентную долю в объединенной компании.

Как утверждает  Михаил Черной, это подтверждено соглашением, состоящим из двух документов, подписанными бизнесменами в марте 2001 года во время встречи в одном из лондонских отелей. В документах якобы описываются условия выхода Черного из алюминиевого бизнеса. По утверждению истца, в первом документе Дерипаска соглашается выплатить Черному $100 млн за 17,5% "Сибирского алюминия" и погасить $150 млн долга "Сибирского алюминия" перед компанией Bluzwed. Кроме того, в документе сказано, что после исполнения условий соглашения в течение трех-пяти лет Дерипаска должен реализовать 20% акций "Русского алюминия" третьим лицам и уплатить Черному исходя из текущей рыночной стоимости акций за вычетом $250 млн. Как настаивает Черной, условия соглашений не были выполнены.

Дерипаска, в свою очередь, отрицает наличие соглашения и то, что он и Черной были партнерами. В решении, ставшем результатом предварительных слушаний, проходивших в 2008 году под председательством судьи Кристофера Кларка, говорится, что Дерипаска "отрицает, что он когда-либо был партнером, в общепринятом коммерческом значении этого слова, г-на Черного в алюминиевом или каком-либо другом бизнесе". "Он подтверждает, что на встрече в отеле Lanesborough 10 марта 2001 года подписал первый из двух документов, о которых говорит г-н Черной, предполагавший выплату $250 млн. Выплата была произведена, утверждает он, поскольку г-н Черной, вместе с г-ном Антоном Малевским, участвовал в "крышевании" бизнеса г-на Дерипаски", — говорится в судебных документах. Черной это отрицает и заявляет, что Дерипаске никогда не удалось бы выстроить успешный бизнес без связей, которые имел Черной в правительстве Бориса Ельцина.

Дело будет рассматривать судья Эндрю Смит (Justice Andrew Smith). В связи с деликатностью дела он уже подписал постановление, позволяющее ряду свидетелей давать показания анонимно.

Дерипаска планирует давать показания лично. Также в его защиту в качестве свидетеля выступит другой российский миллиардер, владелец футбольного клуба "Челси", Роман Абрамович. Михаил Черной будет давать показания по видеосвязи из Израиля, поскольку 15 января 2010 года Испания объявила его в международный розыск по подозрению в отмывании средств, полученных преступным путем, сообщает Telegraph.

Интересы Михаила Черного в суде представляет адвокат Марк Ховард, интересы Олега Дерипаски — Томас Близи. Предполагается, что после сегодняшнего судебного заседания слушания продолжатся в конце сентября.

В случае, если суд станет на сторону истца, размер компенсации будет определяться в ходе отдельного судебного разбирательства.