ПРАВО.ru
Зарубежная практика
28 января 2014, 22:46

Как работают суды в Северной Корее

Как работают суды в Северной Корее

Автор: Евгения Лакеева

Казнь Чан Сон Тхэка, одного из самых влиятельных политических деятелей Северной Кореи и дяди главы КНДР Ким Чен Ына показала, насколько суров обновленный после смены главы государства режим в стране. Расстрелу подверглись и родственники бывшего "серого кардинала" в связи с применяемой в стране практикой коллективной ответственности. Такой подход к правосудию принципиально отличается от принятого в западных странах. Во всем мире к преступлениям против государства подходят с особой строгостью, но в КНДР судебная система de facto делится на две независимые друг от друга части: одна занимается преступлениями против политической системы, другая – всеми остальными.

Как там все устроено

Большинство гражданских и уголовных дел рассматриваются народными судами в составе одного судьи и двух народных заседателей. Народные суды — это суды первой инстанции. Они организуются на уездном (то есть районном) или городском уровне, однако под их юрисдикцию могут попадать более одного уезда или, наоборот, только часть города. Судей и народных заседателей выбирают региональные народные ассамблеи (с поправкой на северокорейскую специфику их можно сравнить с местными парламентами), но кандидатов назначает Постоянный совет Верховного народного собрания (ВНС), являющегося высшим законодательным органом КНДР. Депутаты собрания избираются на основе всеобщего прямого тайного голосования; выборы проходят по одномандатным округам. Кандидаты на должность в Постоянном совете выдвигаются от Единого демократического отечественного фронта КНДР — объединения всех партий и организаций Северной Кореи, в том числе руководящей партии страны — Трудовой партии Кореи (по сути назначения производит руководство правящей партии). Свой пост депутаты занимают в течение 5 лет.

Решения народных судов могут быть обжалованы в судах следующего уровня – провинциальных. К судам провинций приравниваются суды городов центрального подчинения. Это вторая, апелляционная инстанция трехуровневой системы Северной Кореи. Последней инстанцией по уголовным и гражданским делам является Центральный суд. Он также может выступать в роли первой инстанции, когда рассматриваются дела о тяжких преступлениях, например, против государственного строя. В стране нет арбитражных или других экономических судов (как и частной собственности), поэтому сравнительно редкими спорами между государственными предприятиями также занимается Центральный суд. Института судебного конституционного контроля в КНДР нет, а правом толкования законов наделен Постоянный совет ВНС. Верховное народное собрание может назначать и смещать председателя Центрального суда, а судей этой инстанции избирает Постоянный совет ВНС. Стандартный срок пребывания в должности – 3 года, однако орган, назначивший судью, может его отозвать до истечения срока. Юридическое образование или опыт работы в области права не являются обязательным условием для того, чтобы стать судьей. 

Верховное народное собрание также наделено полномочием назначать и смещать генерального прокурора. Деятельностью прокуроров разных уровней – провинциального, уездного, городского — централизованно руководит Центральная прокуратура, которая назначает и освобождает от должности местных сотрудников. Прокуроры, как и полагается, следят за соблюдением закона во время судебного процесса и вмешиваются в случае необходимости.

Существуют также специальные суды: военные трибуналы и линейные, или транспортные суды. Судьи для таких учреждений назначаются Центральным судом, а народные заседатели избираются на собраниях соответствующих военных или трудовых коллективов. Все транспортные объекты считаются в КНДР стратегическими, поэтому для работающих там корейцев и был создан отдельный суд. Он, согласно конституции, будет рассматривать даже происшествия с гужевым транспортом.

Для тех, кто не разделяет идеи чучхе

Расследованием и предварительным рассмотрением дел о преступлениях против государства, партии и народа занимается Государственный отдел безопасности. Если Министерство народной безопасности, прокуратура или иное учреждение считает, что выявило шпиона, антипартийного деятеля или государственного преступника, оно должно передать дело отделу безопасности.

Конституция Северной Кореи признает право обвиняемого на защиту и на адвоката, который представлял бы подзащитного в суде. Согласно уголовному кодексу, обвиняемый, его семья или рабочие представители могут сами выбрать защитника. Судебные разбирательства проходят, как написано в конституции, открыто и гласно, кроме случаев, предусмотренных законом. В первую очередь, закрытые слушания проводятся по дела, касающихся государственной безопасности, политических преступлений разной степени тяжести. Таких в стране немало.

В закрытом порядке слушалось и дело Чан Сон Тхэка, занимавшего прежде пост зампредседателя Госкомитета обороны и заведующего орготделом ЦК Трудовой партии. Разбирательство происходило не в обычном народном суде, а на заседании специального военного трибунала. Еще до этого дядю Ким Чен Ына сместили со всех постов и исключили из партии по обвинениям в ряду преступлений, среди которых назывались растрата государственных средств на женщин и алкоголь, контрреволюционная деятельность, попытка свержения власти. Военный трибунал признал Чан Сон Тхэка виновным в государственной измене. Это одно из преступлений, за которые в Северной Корее предусмотрена смертная казнь.

По существовавшему ранее законодательству, к смертной казни могли приговорить за довольно абстрактные преступления вроде "отклонение от идеологических принципов" или "противодействие социализму", однако в современном, обновленном в 2004 году по воле "дорогого лидера" Ким Чен Ира, Уголовном кодексе таких статей нет. По действующему закону, смертная казнь может быть назначена только за четыре преступления: участие в перевороте или его планировании, терроризм, государственную измену или "подавление движения народа к национальному освобождению". На практике этот краткий список (в особенности — последний пункт) может применяться к весьма широкому спектру действий.

Почему наказывают семьями

Наказание за преступления против государства, партии или народа очень сурово. Оно не ограничивается смертной казнью виновного и часто сопровождается конфискацией имущества. Слушания в этих случаях закрытые, в связи с чем у международных обозревателей возникают подозрения, что законный порядок проведения процесса часто не соблюдается. Большинство политических процессов не проходит через уголовную судебную систему, а идет в Государственный отдел безопасности. Помимо этого, права на апелляцию у осужденных нет. Наказание часто распространяется на ближайших, а иногда и дальних родственников. Практика коллективной ответственности в Северной Корее, которая не закреплена ни одним официальным законом, но существует в форме государственной доктрины, неоднократно вызывала тревогу международного сообщества в связи со случаями отправки в лагеря родственников преступников.

В случае Чан Сон Тхэка, его семья разделила еще более страшную участь. Его старшая сестра Чан Ге Сун с мужем, послом КНДР на Кубе Чон Ен Чжином, а также племянник Чан Сон Тхэка, посол КНДР в Малайзии Чан Ен Чхоль и его 25-летние сыновья Тэ Реном и Тэ Уном были отозваны в Пхеньян в декабре прошлого года и казнены. Братьев бывшего влиятельного политика на тот момент уже не было в живых, он умерли раньше от болезни, поэтому казни подверглись семейства его сестер. Смерти удалось избежать только женщинам, не являющимися кровными родственниками дяди лидера и оказавшимися членами семьи за счет вступления в брак.

Когда приговор в отношении главного фигуранта вынесен, установленные в нем факты могут автоматически считаться доказательством вины его родственников, которые как члены семьи выступали бенефициарами преступной деятельности, если речь идет, как в случае Тхэка, об экономических преступлениях. В рамках доктрины также предполагается, что близкие к осужденному люди попадают под тлетворное влияние врага народа и его идеологических заблуждений. Если называть вещи своими именами, доктрина просто формулирует обоснование политическим чисткам.

Как исправиться

В случае иных (не связанных с политикой) преступлений основной целью государства является исправление преступника и возвращение обществу обновленного члена коллектива. Тюремное заключение всегда сопровождается принудительными работами. В 1987 году максимальный срок лишения свободы был уменьшен с 20 лет до 15. Таким образом, в соответствии с Уголовным кодексом назначается либо смертная казнь, либо пожизненное лишение свободы, либо, в случае ограниченного срока, от 1 года до 15 лет.

В КНДР предусмотрено несколько видов тюрем и лагерей для заключенных. Существуют особые тюрьмы для политических преступников, и возможность их возвращения оттуда в общество – вопрос спорный. Второй тип – обычные тюрьмы со стандартным распорядком и строгостью режима, зависящим от тяжести преступления. Предполагается, что из них заключенные вернутся в общество исправленными и готовыми ответственно исполнять свой социальный долг. Помимо этого есть специальные рабочие лагеря на муниципальном и провинциальном уровне. У международных обозревателей время от времени возникают подозрения, что за незначительные идеологические проступки (вроде неудачной шутки про "дорогого лидера") осужденных отправляли в особые санатории, где их лечили от якобы имеющихся признаков душевной болезни. Официальные представители Северной Кореи данную информацию никогда не подтверждали, однако признали существование "воспитательных центров" для людей, "совершивших преступление по ошибке".