Подавляющее большинство выпускников, устроившихся на летнюю стажировку в крупнейшие американские юридические компании, оказались готовы пренебречь развлечениями ради работы и хороших позиций в юрфирмах. Участники летних программ, получающие около $3000 в неделю при 10-недельной продолжительности практики, не жаловались на объем работы, а наоборот, предпочли бы возможность тратить на выполнение заданий больше времени.
"Я бы хотел, чтобы летняя программа была построена таким образом, чтобы на работу было отведено немного больше времени", — написал один из летних стажеров Gibson, Dunn & Crutcher, отвечая на один из 70 вопросов анкеты, предложенной The American Lawyer с целью изучения настроений в среде будущих специалистов.
Аналогичного мнения придерживался и стажер Cooley, отметив также, что обязательные корпоративные мероприятия – многочисленные ланчи и ужины, походы в казино и караоке, а для некоторых даже плавание с дельфинами — оказались фактором, отвлекающим от работы, и их число необходимо сократить в пользу рутинных дел. Эти мнения отражают настрой выпускников, как никогда обеспокоенных за свое будущее.
В этом году в ежегодно проводимом AmLawyer опросе участников летних программ юрфирм приняли участие 4137 человек, работавших в 138 компаниях. При этом, отмечает издание, роль так называемого "фактора стресса" участников опроса сильно возросла — уровень тревоги выпускники оценили в 3,95 по пятибалльной шкале – самый высокий показатель за последние годы. Для сравнения, в 2009 году он составлял 2,76.
При ответе на вопрос, обеспокоены ли выпускники поступлением предложений о работе, положительно ответили больше будущих специалистов, чем раньше – показатель составил 3,98 балла, что довольно много с учетом того, что около 84% выпускников уже предложили место в компаниях, где они проходили летнюю стажировку. По мнению одного из участников опроса из Chadbourne & Parke, подобное положение дел связано с непростой ситуацией на рынке труда: теперь, когда людям дают работу, они хотят выполнять ее действительно хорошо, отмечает он.
Кроме того, многим студентам надо работать, чтобы отдавать долги. По данным Американской ассоциации барристеров, средний долг выпускника юридической школы составляет $100433, и три четверти выпускников полагают, что рассчитаться со студенческими долгами им поможет новая работа.
С другой стороны, на быструю выплату долгов рассчитывать приходится все меньше – средний начальный заработок выпускника юридической школы сократился на 17% по сравнению с тремя предыдущими годами и составил около $60000. При этом только один из пяти выпускников устраивается в крупную компанию со штатом более 200 человек. Два года назад в крупные юрфирмы попадала треть выпускников.
Тем не менее, несмотря на волнение по поводу трудоустройства, выпускники чувствуют уверенность в будущем. Так, по их мнению, нагрузка, с которой приходится столкнуться специалистам в компаниях, вполне умеренная.
Что касается самих летних программ, то выпускники оказались не слишком строгими критиками. Как и в предыдущие годы, при ответе на ряд вопросов, посвященных тому, насколько интересна была предложенная работа, каким было общение со старшими коллегами и насколько характеристика компании в ходе интервью соответствовала реальному положению дел, показатели не упали ниже 4,193 по пятибалльной шкале.
Среди других наблюдений, отмеченных в ходе исследования – основные параметры, которые учитывают студенты при выборе юрфирмы для практики. Здесь на первом месте оказались репутация юрфирмы, сильные области практики, соответствующие интересам студентов и наличие офисов в тех городах, где студенты хотят жить в дальнейшем. На то, хотят ли выпускники продолжить работу в компании, также влияют стабильность работы и приемлемое соотношение работы и отдыха.
При этом уверенность выпускников в выборе профессии за последний год возросла – о том, что после окончания обучения планируют остаться в юридической профессии, заявили более двух третей опрошенных.