"Вы имеете дело с избалованным ребенком. Вы работаете с самовлюбленным эгоистом, привыкшим идти напролом, не считаясь с интересами других людей. Это настоящий вызов. И вокруг звезд обычно полно тех, кто им потакает, людей, готовых держаться за свое положение любой ценой".
Эти слова принадлежат Томасу Месере, адвокату, известному успешной защитой Майкла Джексона в 2005 году на процессе по обвинению артиста в растлении несовершеннолетнего. Он произнес их в ходе конференции "Звезды за решеткой: когда звезду обвиняют в уголовном преступлении", проведенной Ассоциацией адвокатов Беверли Хиллс в марте 2013 года. Около полусотни адвокатов собрались, чтобы обсудить специфику работы со знаменитостями.
Одной из важнейших тем обсуждения была работа с прессой. "Мы живем в страшное время, — говорила Блэр Берк, защищающая интересы Мела Гибсона. — В 2013 году вы плохо делаете свою работу, если не обладаете тонким пониманием того, как медиа описывают подобные процессы и как разные заинтересованные стороны будут подходить к освещению своей позиции". В пример Берк поставила офис окружного прокурора Лос-Анжелеса, где есть специальный отдел, задача которого — формировать общественное мнение по интересующим прокуратуру вопросам. При этом адвокат ни в коем случае не должен становиться частью свиты, всегда окружающей богатых и знаменитых — стилистов, журналистов и разных тусовщиков.
Собрание юристов поддержало общий принцип — чем меньше общаешься с журналистами, тем лучше. Хотя бывают и исключения. Например, в ходе процесса по делу Линдси Лохан, обвинявшейся в вождении в пьяном виде и в мелком воровстве, актриса настолько нуждалась в хорошем пиаре, что пришлось организовать специальный медиа-тур и даже сфотографироваться с адвокатом — Шелли Холли, известной также участием в группе юристов, защищавших О. Джей Симпсона (которому удалось отбиться от обвинения в убийстве жены и ее друга).
СМИ могут повлиять на исход дела, говорил Харланд Браун, известный, помимо прочего, успешной защитой Джона Ландиса, голливудского кинодеятеля, которого обвиняли в смерти нескольких человек на съемочной площадке. Он напомнил о деле Лейна Гаррисона, актера, снимавшегося в сериале "Побег из тюрьмы". В 2007 году в автокатастрофе погиб 17-летний студент школы Беверли Хиллс, сидевший на заднем сиденье автомобиля, за рулем которого был Гаррисон. Обвинение включало три тяжких преступления, и Гаррисону грозило шесть с лишним лет тюрьмы. Но в итоге он был приговорен к четырем годам и четырем месяцам тюрьмы, из которых отсидел только полтора года. Более того, благодаря выстроенной адвокатами медиа-стратегии, Гаррисон смог сразу вернуться к профессиональной карьере (после 2007 года он снялся в шести фильмах и сейчас снимается сразу в двух).
Браун уверен, что работа с прессой есть неотъемлемая и неизбежная часть работы адвоката. "Любого знаменитого клиента будет судить не только суд, но и медиа, — говорит он. — Вы можете только нейтрализовать обвинения в прессе." При этом он считает критически важной полную согласованность действий адвоката и клиента в отношении прессы. Когда актер Роберт Блейк, обвинявшийся в убийстве своей жены Бонни Бакли, дал телеинтервью вопреки совету Брауна, тот просто отказался защищать актера.
Одна из грубейших ошибок, которую может сделать адвокат, защищая знаменитость — убедить ее радикально изменить образ. Когда Месере защищал Майкла Джексона, то получал множество советов, например, что Джексон должен появиться в суде в дорогом официальном костюме и галстуке, под руку с белокожей блондинкой. "Это безумие, — сказал адвокат. — Майкл, ты будешь таким, каков ты есть. Ты будешь гордиться этим, ты будешь чувствовать себя естественно, и ты не будешь выглядеть фальшивкой". Так что Джексон на процессе одевался как обычно.
Почти все адвокаты звезд не любят съемки в зале суда. Они считают, что присутствие камер может заставить свидетелей иначе давать свои показания, да клиент может изменить свои манеры. Шелли Холли напомнила об инциденте в 2010 году, когда фотограф снял несколько необычное украшение на ногте Линдси Лохан. Оно могло стоить ей дорого — Лохан потом долго оправдывалась, уверяя публику, что надпись на ногте, гласившая "fuck u" ("пошел ты"), не была адресована судье. "Я сидела рядом с ней [Лохан] весь день. Я не заметила надпись, судья не заметил надпись, обвинитель не заметил надпись. Но ее заметил фотограф. Думаю, это [сфотографировать ноготь] было совершенно безответственно с его стороны".
В конце концов, участники конференции согласились, что каждый случай требует особого подхода. Но общий подход таков: адвокатов раздражают высокооплачиваемые юридические консультанты, не учитывающие общую ситуацию, и они ненавидят круглосуточный поток новостей и репортеров, которым приходится порциями скармливать информацию. Распространенная идея, будто к их знаменитым клиентам относятся снисходительно и их наказывают не так сурово, как обычных людей, вызывает у них горький смех. "Прокуроры по 50 раз на дню будут твердить, что относятся к вашему клиенту так же, как и ко всем прочим, — говорит Берк. — Это неправда".