Обращение направлено к специальному докладчику ООН по вопросу независимости прав судей и адвокатов Диего Гарчя-Саяну. В целом отмечается, что количество форм воспрепятствования адвокатской деятельности растет.
Причиной обращения стал фактический обыск, который в январе 2017 года провели сотрудники красноярского УФСБ в офисе адвоката. «Обследование помещения» было санкционировано судом. Сотрудники осматривали документы на столах, попросили открыть сейф, программно исследовали содержимое компьютера. Кроме этого, сотрудники ФСБ изъяли часть документов, несмотря на то, что из содержимое охраняется адвокатской тайной. «Указание на адвоката в судебном решении присутствовало в том контексте, что он оказывал юридическую помощь одной из фирм, в отношении которых велась оперативная деятельность», – сообщает один из авторов обращения Владимир Васин.
Весной 2017 года суд отклонил жалобу адвоката о том, что под обследованием офиса был завуалирован обыск. Апелляция поддержала решение первой инстанции, а в передаче кассационной жалобы было отказано. После этого жалобу направили в ЕСПЧ, а также к ситуации привлекли внимание ООН.
«Это “обследование” не отличается по своей манере исполнения и ее практическому эффекту от “обыска”, независимо от его характеристики в соответствии с внутренним законодательством», – отмечают адвокаты в письме к Диего Гарчя-Саяну. Профессиональное сообщество просит помочь в устранении таких нарушений, а также обеспечить международные средства защиты прав и законных интересов адвоката.
Авторы обращения отмечают, что стремление силовых органов вмешаться в адвокатскую деятельность таким образом становится не редким. «Правоохранительные органы используют возможности закона для злоупотребления правом. Они подменяют одну процедуру, требующую судебного контроля для соблюдения конституционных прав граждан, совершенно иной, которая в данном случае применению не подлежит», – прокомментировал исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков.