"По профессионализации: при огромном моем уважении к сидящим здесь адвокатам, монополию на адвокатуру, конечно, я не могла бы поддержать", – заявила Москалькова. По ее словам, с учетом тех жалоб, которые приходят в ее адрес, люди зачасту просто не могут оплатить адвокатов. Она также напомнила и о задолженности государства перед адвокатами по назначению – по ее словам, эта задолженность на сегодняшний день "очень большая".
Она заявила, что "ужас" сегодняшнего процесса заключается в том, что ценятся такие адвокаты, которые умеют "зайти и договориться".
Я против того, чтобы упрощали экзамены, для того, чтобы получить статус адвоката. Наоборот, надо повысить уровень требований к адвокатам. Если уж профессиональный адвокат пришел в судебный процесс, он должен быть действительно профессиональным, а не "решалой" между судьей и сторонами.
Москалькова, как и многие выступавшие в рамках заседания, также обратила внимание на неоднозначность положений законопроекта, которые предполагают практически полный отказ от мотивировочной части решений. Она отметила, что для того, чтобы у человека появилось намерение обжаловать решение суда, ему нужно знать, что именно он собирается оспаривать – то есть, иметь перед глазами "мотивировку". Она считает, что спорную норму можно было бы поправить. В то же время, положительной оценки омбудсмена удостоилась инициатива по аудио- и видеопротоколированию судебных заседаний.
В заседании, помимо прочих, принял участие председатель Совета судей Виктор Момотов, который рассказал собравшимся о ходе масштабной судебной реформы в России (подробнее – в материале "Председатель Совета судей рассказал о трех стадиях судебной реформы").