"Первая грузовая компания" и РЖД заключили договор, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных причитающихся платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В июле и сентябре 2015 года РЖД отцепила и отправила на ремонт, а после него – на станцию назначения вагоны, принадлежащие "ПГК". Из-за "фактического увеличения расстояния перевозки вагонов" монополист списал со счетов компании дополнительную плату. "Первая грузовая компания" с этим не согласилась и решила вернуть средства как неосновательное обогащение. Три инстанции поддержали эту позицию и отметили, что стороны не согласовывали увеличение платы в случае отцепки вагона в ремонт. К тому же невыполнение РЖД обязанности по определению технической пригодности подаваемых под погрузку вагонов и контейнеров свидетельствует о доказанности вины перевозчика в возникновении технической неисправности отцепленных в ремонт вагонов, указали суды (дело № А40-101806/2016).
РЖД пожаловалась на их решения в экономколлегию Верховного суда и настаивает на законности своих действий. "Железнодорожники", среди прочего, считают, что отцепка вагонов в пути следования для проведения текущего ремонта не означает наличие вины перевозчика в технической неисправности отцепленных в ремонт вагонов.
Экономколлегия прислушалась к доводам РЖД, отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в АСГМ.